Закулисье королевской жизни: почему сравнивают принцессу Диану и Меган Маркл?
Спустя почти 25 лет после смерти принцесса Диана по-прежнему остается одной из самых значимых фигур истории. Каждый год появляются всё новые подробности её жизни, которые раньше были скрыты от всеобщих глаз усилиями королевской семьи. О том, как Великобритания переживала трагедию, и почему Меган Марк сравнивают с принцессой Дианой — в нашем материале.
Королева людских сердец
Диана Фрэнсис Спенсер, или принцесса Диана, в 2002 году, по данным опроса BBC, заняла 3-е место в списке ста величайших британцев истории. Её влияние на страну и историю британцы сравнили с Уинстоном Черчиллем и изобретателем Большой западной железной дороги Изамбардом Брюнеллем. Чаще принцессу Диану вспоминают как икону стиля или трагическую жертву королевских обычаев, но не как общественного деятеля, и, на наш взгляд, напрасно.
Принцесса Диана жмет руку больному СПИДом
При участии Дианы были созданы сотни благотворительных фондов в разных странах. Она поддерживала Королевский Фонд Мардсен, миссию по проказе, детские больницы, центры помощи бездомным и многие другие организации и программы. Однако наиболее запоминающийся поступок леди Ди произошел во время посещения Casey House — хосписа для больных СПИДом в Канаде. 25 лет назад диагноз «ВИЧ» звучал гораздо более угрожающе, чем сейчас. Больные, у которых уже имелись выраженные симптомы, сталкивались с ненавистью общества, часто оставались изолированными даже от собственных близких. Из-за стигматизации больных люди отказывались с ними взаимодействовать. 25 октября 1991 года принцесса Уэльская Диана решила показать всему миру, что ВИЧ не передается через прикосновения. Фотографы запечатлели момент рукопожатия Дианы без перчаток с одним из пациентов хосписа. Этот жест потряс мир, но и помог ему преодолеть стереотип о ВИЧ и СПИДе.
Принцесса Диана ездила с миссионерскими поездками в страны, где по-прежнему наблюдался высокий уровень заболевания проказой. Она была покровителем организации The Leprocy Mission, бывала в больницах Индии, Непала и Зимбабве. Общавшись с пациентами, принцесса Диана показывала всему миру, что бороться с общественным мнением и мифами от этой болезни необходимо.
«Мне всегда казалось важным прикасаться к прокаженным, пожимать им руки, так я хотела показать людям, что эти пациенты – такие же люди, что они не отверженные. Можно дотрагиваться до больных проказой и не заражаться», — говорила Диана.

В 1992 году Диана Спенсер стала попечителем лондонского центра помощи бездомным и много им помогала до самой смерти. Она также помогала детским больницам и была покровителем Королевской больницы Мардсен, в которой было онкологическое отделение.
«Я там бываю минимум три раза в неделю, провожу несколько часов с детьми, иногда просто держу их за руку или разговариваю. Кто-то из них будет жить, кто-то нет, но каждый из них нуждается в любви здесь и сейчас. Мне хочется дать им эту любовь».

Принцесса Диана
Секреты внутри королевского дворца
Однако больше людей интересует «закулисная» жизнь принцессы Дианы в королевской семье. На эту тему снято множество фильмов и сериалов, написано огромное количество статей и книг, в которых вспоминаются отношения между монаршей семьей и Дианой Спенсер. В том же сериале «Спенсер» 2021 года показано, что принцесса Диана была «аутсайдером» в королевской семье. Однако на самом деле Диана росла в окружении королевских особ. Её отец служил конюхом королевы, а обе бабушки были фрейлинами мамы Елизаветы II. В детстве Спенсер жила в поместье Сандрингем и играла с принцами Эндрю и Эдвардом. Словом, с ранних лет будущая принцесса Уэльская была знакома с королевскими обычаями и этикетом. Как писал в 1992 году Эндрю Мортон в биографии «Диана: ее истинная история своими словами», отношения между принцессой и Елизаветой II были уважительными, но формальными.


«Это было обусловлено тем фактом, что Диана была замужем за ее старшим сыном и будущим монархом. Вначале Диана просто боялась свекрови. Она соблюдала все официальные требования: делала глубокий реверанс каждый раз, когда они встречались, — но в остальном держалась на расстоянии»

Эндрю Мортон
английский писатель
Принц Чарльз и Принцесса Диана
Тем не менее, королевские ограничения сильно повлияли на Диану. По словам биографа Эндрю Мортона, принцесса часто предпочитала оставаться в своей комнате, а не присоединяться к остальным на пикниках или барбекю. В тяжелый период её поддерживала сестра Елизаветы II, Маргарет Роуз. Они вместе посещали театр и светские мероприятия. Именно Маргарет, по словам биографов, помогала Диане пережить повышенное внимание прессы. Оно началось еще с 1981 года, когда принц Чарльз и Диана официально объявили о помолвке. Вскоре журналисты публикуют слухи о разладе в молодой семье, которые королевский двор, конечно, отрицает. В 1992 году «желтая пресса» опубликовала сразу два скандальных телефонных звонка. Один из них — разговор Дианы Спенсер и Джеймса Гилби, автодилера. На запись попало то, как Гилби называл собеседницу ласковыми прозвищами, и это спровоцировало слухи о неверности жены принца Чарльза. В том же году был опубликован и другой разговор, на этот раз между самим Чарльзом и Камиллой Паркер-Боулз. Вскоре слухи о разладе в семье Букингемском дворце пришлось признать, и в конце 1993 года пара заявила о расставании.
После громкого расставания Дианы с супругом Маргарет Роуз сочувствовала ей, так как сама в свое время оказалась в подобной ситуации. Однако вскоре от симпатии не осталось и следа. В 1995 году Диана дала скандальное интервью Мартину Баширу, в котором принцесса раскрыла подробности отношений Чарльза и Камиллы Паркер-Буолз и рассказала про свои проблемы с психическим здоровьем. В обществе начались разговоры о том, что Чарльз не заслуживает коронации. Маргарет, как и другие члены королевской семьи, посчитали это интервью нападением на монархию.

Принцесса Диана на интервью у Мартина Башира
«Маргарет почувствовала, что Диана подвела сестру. Она была преторианской гвардией Елизаветы. Маргарет написала Диане гневное письмо, в котором обвинила ее в том, что она не способна принести даже малейшую жертву»
Эндрю Мортон
Два интервью и как они изменили монархию
Принцесса Диана на интервью
Именно это скандальное интервью принцессы Дианы часто сравнивают с интервью ее сына принца Гарри, герцога Сассекского, и его избранницы Меган Маркл для американской телеведущей Опры Уинфри. Оба этих интервью называют «актами непокорности», которые вызвали в обществе эффект разорвавшейся бомбы.
Интервью принцессы Дианы в 1995 году, когда она откровенно рассказала о булимии, депрессии и неудачном союзе с принцем Чарльзом, не было согласовано с Букингемским дворцом. «В этом браке нас было трое, так что он был немного тесным», — сказала Леди Ди про роман ее мужа с Камиллой Паркер. Спустя двадцать лет Меган Маркл решилась поведать общественности собственную историю ухода из королевской семьи, и мир узнал новые подробности о закулисной жизни дворца.
В своих интервью и принцесса Диана, и Меган Маркл рассказали, что нуждались в психологической помощи. Избранница принца Гарри признавалась, что нуждалась в специальном лечении, но в этом ей отказала королевская семья. «Мне было действительно стыдно говорить об этом. Но я просто не хотела больше жить», — рассказывала Меган. В 1995 году Леди Ди говорила: «Я не любила себя. Мне было стыдно, потому что я не могла справиться с давлением». Обе боролись с мыслями о суициде, не видя поддержки окружения.

Меган Маркл на интервью у Опры Уинфри
«Я была первым человеком в этой семье, который когда-либо был в депрессии или когда-либо прилюдно плакал или говорил об этом открыто. И, очевидно, это пугало их, потому что, если вы никогда раньше этого не видели, то как вы сможете этому помочь? Когда вас никто не слушает или вы чувствуете, что никто вас не слушает, начинают происходить самые разные вещи», — поделилась Диана.

Принцесса Диана
Принцесса Диана казалась людям ближе, чем другие королевские особы. Во многом из-за своей открытости и благотворительных миссий. Также вселило веру подданным короны то, что в семье Виндзоров появилась Меган Маркл — американка, сторонница феминистического движения с активной гражданской позицией. Именно поэтому этих двух женщин так часто сравнивают, обнаруживая все новые параллели. Например, и Диана, и Меган жили в разрушенных семьях. Родители Дианы развелись, когда ей было 8 лет, а родители Меган — когда ей исполнилось 6. Обе они в интервью говорили об отсутствии поддержки от королевской семьи. Последние годы жизни Диана Спенсер фактически стала персоной нон-грата в семье бывшего мужа. Меган Маркл же рассказывала, что королевская семья не защищала её от нападок британской прессы. Как и Леди Ди, Меган Маркл занималась благотворительностью и общественными движениями, даже работала защитником гендерного равенства в ООН. В своей книге «Меган и Гарри: подлинная история» биограф принцессы Дианы леди Колин Кэмпбелл утверждает, что Маркл стремится быть похожей на маму своего избранника:
«Меган смотрела похороны Дианы и плакала вместе со своими друзьями. Они так увлеклись этой темой, что пересмотрели старые видео со свадьбы Дианы и принца Чарльза и решили подражать ее гуманитарной деятельности, собирая одежду и игрушки для детей из небогатых семей. Урок, который Меган усвоила, состоял в том, что самые стильные и гламурные женщины показывают, насколько они особенные не только потому что умеют подать себя, но и с помощью гуманитарных акций. Она нашла себе ролевую модель и полюбила фильмы о том, как обычный человек становится частью королевской семьи. Меган очень увлеклась этой идеей. Она захотела стать принцессой Дианой 2.0»
Меган Маркл и Принц Гарри
Сам принц Гарри тоже видит в своей жене отголоски матери и считает, что их история очень похожа: «История повторялась. За моей мамой гнались до смерти, пока она была в отношениях с кем-то, кто не был белым. А теперь посмотрите, что случилось. Вы хотите поговорить о том, что история повторяется? Они не остановятся, пока она не умрет».
Интервью для Опры Уинфри было следующим шагом после выхода принца Гарри и Меган Маркл из состава королевской семьи в 2020 году. С тех пор по отношению к Гарри не используют титулование «Его Королевское Высочество», а супруги не могут говорить о себе как о «королевской» паре. Кроме этого, они больше не получают средств от герцогства Корнуолл, однако принц Гарри все еще может распоряжаться той частью наследства, которую получил от принцессы Дианы.
То, как принцесса Диана в свое время изменила правила королевской семьи, довольно сильно сказалось на монархии. Букингемский дворец стал более открытым. Даже торжественные празднования давно не проводят в концертных залах по приглашению, а устраивают перед дворцом, чтобы каждый желающий мог прийти. Эти нарушения протокола Дианой стали отправной точкой в новой политике королевской семьи, которой пришлось меняться и становиться понятнее для обычных людей. Спустя десятки лет Меган Маркл продолжает эту линию, своим поведением демонстрируя, что если монархия хочет выжить в современном мире, то ей придется адаптироваться к новым реалиям.