Миф 3. Золото – гарантия стабильности экономики
Эра международного золотого стандарта началась, когда в 1816 году британский парламент объявил, что отныне фунт стерлингов будет определяться как 123 крупинки золота. К концу XIX века все экономически развитые державы фактически перешли на золотой стандарт. Он был подобен единой общемировой валюте, что во многом облегчило глобальную торговлю.
По мере того как одна страна за другой присоединялась к международному золотому стандарту, мировая экономика развивалась быстрее, чем глобальное предложение золота. Количество вещей, которые люди хотели купить, росло быстрее, чем количество желтого металла, доступного для покупки вещей. В результате спрос на золото возрос – оно подорожало, а цена на все остальное упала.
Обратимся вновь к мысленному эксперименту Юма, где золото исчезает в одночасье, а цены на все падают, но на самом деле внутри страны ничего не меняется, потому что относительные цены остаются прежними. Заработная плата работников падает ровно на ту же величину, что и цены на товары, поэтому каждый может купить одинаковое количество товаров. Все очень логично. Однако Юм упустил одно «но» – долг.
Если я сегодня займу 1000 долларов, а завтра моя зарплата сократится вдвое, это не сулит мне ничего хорошего. Теперь придется работать в два раза дольше, чтобы выплатить свои ежемесячные долги! С другой стороны, если у меня нет долгов, а зато есть 1000 долларов в банке, при падении цен я в плюсе: теперь я могу купить в два раза больше вещей, чем мог вчера. Дефляция губительна для должников и выгодна кредиторам.
Так, после того как Соединенные Штаты юридически закрепили переход к золотому стандарту в 1873 году, цены сокращались в течение двадцати лет. Это было на руку богатым, на сбережения которых можно было приобрести все больше и больше вещей. Однако бедные люди, задолжавшие деньги, вынуждены были работать все больше и больше, чтобы внести те же ежемесячные платежи. Фермеры, которые часто занимали капитал для покупки земли, также оказались в крайне невыгодном положении.
Тем не менее, когда придумали более совершенные способы извлечения золота из руды, а в Клондайке обнаружили новые месторождения, предложение драгоценного металла выросло быстрее, чем мировая экономика, и цены начали подниматься. Иными словами, судьба заемщиков и заимодавцев при золотом стандарте определялась тем, как и сколько добывалось золота.
Несмотря на неустойчивую структуру долговых отношений при золотом стандарте, он еще долго оставался краеугольным камнем американской денежной системы. Лишь в 1933 году Рузвельт отвязал доллар от золота, чтобы спасти экономику от Великой депрессии. По словам экономического обозревателя New York Times Джейкоба Гольдштейна, крах фондового рынка в 1929 году – основная, но не единственная причина экономического кризиса. То, что превратило его во всемирную катастрофу, – золотой стандарт и связанная с ним нестабильность. Любой финансовый кризис – кризис денег как таковых.