ЕКАТЕРИНА БЕЗРУЧКО
(Не) боимся замусорить голову
Биологический взгляд на выбор и его влияние на мозг
ЕКАТЕРИНА БЕЗРУЧКО
(Не) боимся замусорить голову
Биологический взгляд на выбор и его влияние на мозг
Прямо в эту минуту вы приняли решение: открыли ссылку, чтобы прочитать статью. Это выбор. И такой выбор человек совершает ежесекундно. Пицца или салат, Instagram или TikTok, посмотреть или почитать, написать или позвонить, уйти или остаться – выбирать можно что угодно. Решение о будущем месте работы имеет большое значение. Но какую роль для физического состояния человека играет выбор вечернего досуга или картошки на обед? Что происходит после фразы: «Один раз ничего не случится»?
Татьяна Черниговская, профессор СПбГУ, доктор биологических и филологических наук, занимается изучением деятельности мозга. В своих многочисленных лекциях она рассказывает о возможностях «компьютера в голове» и призывает к осознанному потреблению информации. Почему?
Что такое мозг?
Мозг – это командный центр, который контролирует всю жизнедеятельность организма, принимает решения, отвечает за эмоции, речь, действия и т.д. Его масштабы огромны – намного больше, чем можно себе представить.
Это гигантская нейронная сеть. У нас примерно 100 миллиардов нейронов в голове! При этом каждый из них может иметь от 50 до 100 тысяч контактов с другими частями мозга. Число таких связок – примерно квадриллион. Я даже не могу себе представить это число. Оно превышает количество элементарных частиц во Вселенной. При этом нейронная сеть – динамическая, она постоянно меняется. Каждую миллисекунду, в зависимости от того, куда я поглядела, что сказала, на ней пишется новая информация.
Скопировать мозг человека в ближайшее время не представляется возможным: еще не изобрели технику такой мощности, которая могла бы следить за действиями 100 миллиардов нейронов. Поэтому ученые исследуют мозг млекопитающего – мыши. Уже 15 лет (с июля 2005 года) Федеральная политехническая школа Лозанны совместно с компанией IBM воссоздают мозг грызуна. Итоговый результат работы они планируют представить в 2024 году.

Мозг – это загадка, которая до сих пор полностью не раскрыта.
Как занятие влияет на качество мозга?
Ученые рассматривали мозг людей разных профессий и пришли к выводу, что у тех, кто занимается музыкой или математикой, гораздо больше по количеству и качеству серого вещества. У таких людей меняется мозг и физически, и ментально, заставляя решать задачи по-новому. Вспомнить только Шерлока Холмса из книги Конана Дойла, который использовал дедуктивный метод для раскрытия преступлений, или Альберта Эйнштейна, который обладал гениальным ассоциативным мышлением за счет большого и мощного мозгового тела – части мозга, отвечающей за связь левого и правого полушария.
Однако это не значит, что только музыка и математика развивают мозг. Мозг повара, например, который может сочетать вкусы и воздействовать на рецепторы человека, вызывая всплеск эмоций, будет развит примерно на таком же уровне. Здесь важно изучать разные вещи, чтобы качественно совершенствовать себя: смотреть на бабочек, изучать волны в океане, читать книги, ходить на выставки.
Это дает гораздо более пестрый и роскошный веер, благодаря которому человек может по-другому решать поставленные задачи. Именно поэтому крупные компании предлагают слушать классическую музыку или посещать образовательные лекции.
После прочтения вы уже не будете прежним
Каждое действие влияет на мозг. Перерабатывая информацию, изменяется и сам человек. Поэтому советы о смене детальности, поиске новых хобби и активном отдыхе не беспочвенны.

Мозг должен постоянно учиться, выполнять трудные задачи, чтобы не умереть. Если полгода не вставать с дивана, то мышцы атрофируются. То же самое происходит и с мозгом, если человек не нагружает его трудной умственной деятельностью.
Он [мозг] всё время учится. Всё, что туда попало, там осталось. Если мы чего-то не помним, это не значит, что этого не помнит мозг. Он помнит всё! Поэтому нельзя иметь дело с плохими людьми, слушать плохую музыку, читать дурацкие книги. Мы боимся отравить желудок шавермой, но не боимся замусорить голову.
Степень сложности задач для мозга у каждого своя: для кого-то это чтение, а для кого-то – создание музыки. Например, бабушка решает кроссворд – для нее это сложно, а другой берется за теоремы, которые еще никогда не были доказаны.
«Интеллектуальный фастфуд» выбор каждого
Поколению Google память почти не требуется, вся информация всегда рядом – в кармане. Ученые бьют тревогу: каким будет следующее поколение, которое с самого рождения разбирается в гаджетах, но не запоминает стихотворение для утренника или не может завязать шнурки? Сегодня молодежь читает больше. Но возникает вопрос в качестве потребляемого материала. Кто автор? Проверенный ли источник? Чаще всего человек не погружается полностью в материал, а хватает только вершины айсберга. Но для развития мозга этого недостаточно.
Информация добывается так легко, что ее не нужно помнить. Она всегда при вас: «о'кей, гугл» — и он вам все расскажет. Но все это — только верхний слой. Стоило ли развиваться столько тысяч лет, стоило ли рождаться и творить Шопенгауэру, Канту, Кьеркьегору, если мы в итоге поедаем интеллектуальный фастфуд? Стоило творить великим поварам, если мы в итоге едим в «Макдоналдсе».
Мозг VS Альцгеймер
Люди, которые занимаются наукой, даже в 80 лет помнят весь теоретический материал. Их ясный ум – это не свидетельство удачной наследственности, а активная работа мозга на протяжении всей жизни. Тренировка серого вещества помогает сохранить работу ума, а изучение языков отодвигает потерю памяти на 4-5 лет. Развивая мозг, человек борется с будущим Альцгеймером – распространенной формой деменции среди пожилого поколения.

«Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки полезно для развития мозга, и это тоже один из способов "отодвинуть Альцгеймера"».
Смена деятельности – это отдых?
Выражение «Отдых – это смена деятельности» каждый помнит с детства. Человек привык, что делать что-то бесполезное нельзя. Но иногда так хочется заняться ничегонеделанием, лежать и только лежать. Как быть?

Если рассматривать с биологической точки зрения, то мозг не умеет «уставать». Он может долго обрабатывать информацию или терять концентрацию из-за физической и психологической усталости человека. Для мозга отдых – это как раз смена деятельности, работа в разных режимах и разных сферах жизни.
Мозг надо учить работать в разных режимах, то есть давать ему переключаться на другие виды деятельности. Это меняет человека, делая умнее и креативнее. Например, Шекспир отвлекался на музыку и играл на скрипке, хотя таланта в этой области у него не было.
С физической и психологической точки зрения – человек устает. Для большинства отдых заключается только в пассивном времяпрепровождении: телефон, игры, сериалы. Но даже при таком виде расслабления можно нагружать мозг. Человек выбирает, что почитать или посмотреть. И от решения зависит, чем мозг будет «обедать» – хорошими или плохими фильмами, кратким содержанием книги или полным погружением в произведение.
Книга, которая, может быть, для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой.
5 советов по улучшению работы мозга
1
Изучайте языки
Это помогает тренировать память, отодвигая ее потерю на 4-5 лет.
2
Занимайтесь спортом
Физическая активность пополняет запас кислорода в мозге, улучшает кровообращение, способствует развитию новых нейронов.
3
Делайте привычные занятия непривычным способом
Задания из разряда «Рисовать круг и квадрат разными руками одновременно» и другие подобные упражнения укрепляют связь между полушариями – развивают мозговое тело (то самое, которым известен Эйнштейн). Попробуйте ходить на работу другим путем или чистить зубы не доминантной рукой – новые действия в жизни вызовут небольшой диссонанс и заставят мозг активнее работать.
4
Слушайте Моцарта
Спокойная и гармоничная мелодия правильно воздействует на нейроны, расслабляет и развивает мышление.
5
Ешьте продукты, содержащие холин
Это вещество помогает работе памяти. Оно содержится в яйцах, печени, бобовых, арахисе, зерновых культур, овощах.

Как проводить свободное время – личное дело каждого. Но если вы хотите нестандартно решать задачи, развивать себя и предотвратить деменцию в старости, то стоит задуматься над своими повседневными решениями.