Александра Лапченко
"На Земле безжалостно маленькой..."
История о тех, кого обычно нет в истории.
Привычный путь от работы до дома занимает всего 10 минут. Я выхожу из старого здания красного кирпича, в котором располагается наш музей, и двигаюсь вдоль деревянного забора, ограждающего воспитанников детского сада «BabyLand» от внешнего мира. В этот раз знакомая глазу картина дополнилась одной новой деталью: на потрескавшееся дерево забора была нанесена свежая небесно-голубая краска. В этот момент мне как никогда захотелось коснуться поверхности хотя бы одним пальцем, вдавить его посильнее в мягкую голубую массу, чтобы хоть таким образом оставить след в истории.
Я работаю в музее почти 3 года. Надо сказать, что должность моя называется немного волшебно – в трудовой книжке в соответствующей графе записано «хранитель фондов». У людей, незнакомых с профессией, возникают ассоциации с фэнтезийными сагами и сериалами, в которых обязательно обитают хранители сакральных знаний и артефактов. Но наша реальность всегда скучнее вымышленных историй. Если не вдаваться в подробности должностной инструкции, то я просто навожу порядок – присваиваю номера экспонатам, делаю их описание и замеры, раскладываю фотографии и документы по конвертам. Эта работа не выглядит эффектно, ею не отчитаешься с пафосной презентацией перед руководителем компании или предприятия, за нее не получишь внеочередную премию. Я просто маленький человек в этой огромной системе, который делает свою маленькую работу. Таких же как я – миллионы.

История бережно сохраняет имена великих ученых, врачей, героев, совершавших подвиги и одерживавших решительные победы. Также безжалостно она перемалывает судьбы простых людей, кому не повезло прославиться чем-то для потомков. Но мы не имеем права сбрасывать их со счетов, наивно полагая, что одни из нас более полезны этому миру, чем другие. Не можем и не должны позволять себе думать о таких людях хуже, чем о самих себе.

Во время учебы в университете почти каждый день нас, молодых историков, встречала в гардеробе замечательная тетя Нина. Она всегда желала хорошего дня, вытирала слезы неудовлетворенных полученной оценкой девчонок и подкармливала конфетами тех, чье настроение, как ей казалось, было не на подъеме. Нина Ивановна проработала на истфаке довольно долгое время и запомнилась многим студентам своей веселой улыбкой и добрыми шутками. Для меня она стала одним из теплых образов, всплывающих в голове, когда вспоминаешь о годах учебы в университете.Тем не менее, о ней никогда не напишут в истории не то, что нашего вуза, даже самого факультета. Потому что она не писала важных научных статей, индексируемых в РИНЦ и SCOPUS, не выезжала на полевые практики и не работала в камералке, а значит, по меркам пишущих историю, не сделала ничего важного, чтобы о ней упоминать.


«Когда какая-то премьерная ситуация происходит у меня, я всегда благодарю тех, кто стоит в кулисах. Они безумно преданные театру люди, преданные всем своим нутром и существом, потому что они готовят других людей, которым зритель при благоприятном стечении обстоятельств отдает душу и слезы. А они стоят там за кулисами, они плачут также с вами, они горячо шепчут «молодцы», но никогда туда не выйдут».

Александр Домогаров. Из интервью "Русскому Радио".
Такими же "неинтересными" для истории оказались 19-летний ученик слесаря Павел Дмитриев, штукатур Василий Мушинников и весовщик нефтебазы "Красный нефтяник" Александр Шефер. Люди, сведения о которых, с трудом найденные в архивных документах, уместятся в пару строк. Люди, которые в июле 1941 года одними из первых записались в ряды добровольцев Ленинградской армии народного ополчения и погибли спустя месяц после призыва в неравных боях с финнами. Люди, чьи имена более чем на 70 лет оказались стерты из человеческой памяти и документов и были вновь возрождены благодаря деятельности поисковиков.

Таких «незначимых» для мировой истории огромное количество. Мы просто помогали и помогаем этой глобальной системе устройства жизни держаться на плаву. Маленькие, незаметные люди приносят нам заказанную пиццу, ремонтируют трубы и составляют свадебные букеты. Они передают приветы на радио и пишут на форумах, таким образом, хоть ненадолго вырываясь из тени забвения современниками. Они точно так же, как и великие мужи, нашли себя в своем деле, только их дело обычно скрывается в тени популярности других людей.

Через мои руки в музее проходит множество вещей талантливых изобретателей и ученых, чьи имена навечно вписаны не только в справочные книги, но даже в летопись нашей огромной Вселенной названиями кратеров и малых планет. Но никто не приносит материалы "теневых" людей - бухгалтеров, кочегаров и поваров. Не хватает великости? Случись однажды огромная всеобщая забастовка «маленьких» людей, и мир будет просто парализован и растерян. И его не спасут известные ученые и генералы.

И пусть не все из нас смогут стать знаменитыми и прославиться в какой-то области, и пусть многих из нас со временем забудут наши правнуки и их дети. Но уже сейчас, рассказав о простом человеке рядом с собой, мы можем помочь друг другу оставить след на небесно-голубом заборе истории.