Елизавета Сопруненко
Приключения одесситов
в России
О том, что стоит за переездом из Южной Пальмиры в Северную столицу
Этот материал мы решили отнести в рубрику "БеZOOMие".
Все самые безумные подробности о переезде в Россию.
«Ты что, до сих пор не получила гражданство? Я слышала, его там всем подряд раздают!», – округлив глаза, воскликнула моя знакомая. Она была искренне шокирована тем, что я, проживая в России уже второй год, до сих пор не получила паспорта с двуглавым орлом. У человека, который воспринимает информацию только из телевизора, случился разрыв шаблона: оказалось, наглые «москали» не раздают «красненькие» пачками.

Знакомые на то и знакомые – они не знают подробностей твоей жизни. В реальности спустя год всё только начинается…
В списках значится. Но не сразу
Я переехала в Петербург 24 августа 2017 года. 24 августа – не просто дата, это День Независимости Украины. Выезжая автобусом "Одесса – Санкт-Петербург" в новую жизнь, я слышала гимн своей страны.
«Так-так, Сопруненко… Вас нет в списке», – эти слова я слышала всю осень 2017 года. Список студентов, которым нужно получить карточку в банке. Список тех, кому нужен студенческий. Тех, кому можно оформить проездной. Ни в одном списке я не значилась. Пока не уточняла: «Может, посмотрите в списке иностранцев?».

Тогда мой собеседник недоверчиво приподнимал бровь, думая, что я шучу, и… находил мою фамилию среди китайских, казахских, эстонских фамилий. Это были мои первые недели в России, в Петербурге, в СПбГУ – в вузе, куда я поступила на бюджет. Хотя иностранцы учатся в России платно и, кстати, за большие деньги. Но мне повезло: впервые в жизни мой красный диплом родного вуза оказал мне услугу, и благодаря оценкам я набрала проходной балл.

Я переехала в Петербург 24 августа 2017 года. 24 августа – не просто дата, это День Независимости Украины. Выезжая автобусом "Одесса – Санкт-Петербург" в новую жизнь, я слышала гимн своей страны. Но плакать от гордости хотелось не из-за этого. А из-за того, что мечта начала исполняться.

В силу вездесущей бюрократии и того, что никто не воспринимал меня как иностранку, мои документы вечно терялись. Студенческий билет я получила только в ноябре. Из-за его отсутствия не могла оформить проездной, приходилось тратиться на «Подорожник». А история с банковской карточкой для стипендий и вовсе чуть, как говорят в Одессе, не довела до цугундера… Но наконец-то в ноябре я на 100% официально стала студенткой престижного российского вуза.

Впрочем, до сих пор на каждой сессии выясняется, что моей фамилии нет в «обычной» ведомости. Хорошо, что преподаватели уже знают меня и каждый раз, смеясь, берут ведомость с данными студентов-иностранцев. «Нашлась. Значишься ты в списках, эмигрант ты наш!». Но на долю секунды сердце замирает…
Легальная нелегальщина
Учёба в университете подарила мне море возможностей: постоянное пребывание в стране, проездной за копейки и, конечно, право на бесплатное посещение Эрмитажа. Но она же и принесла проблемы. На стипендию прожить невозможно, следовательно, нужна работа. Но как, если я иностранка?

Всем, кто хочет легально работать на территории России, необходимо официальное разрешение Главного управления по вопросам миграции МВД РФ. Или, как его ещё называют, патент на работу.

Без патента студент-иностранец может работать только во время каникул и только в университете или принадлежащей ему организации. Если хочется найти постоянную работу, то только с патентом. Который, кстати, дают только студентам-очникам.

Признаюсь, мне удалось проработать в офисе без патента (то есть, по сути, нелегально) целых 8 месяцев. Но из-за сложной сессии в вузе я ушла и не смогла вернуться. С тех пор я без работы. Приходится ограничиваться фрилансом и «халтуркой», которую мне по доброте душевной подкидывают бывшие коллеги.

До тех пор, пока я не окончу университет, всё, что мне остаётся слышать, – это грустное «Вы нам так понравились, но мы не можем взять вас на работу, сами понимаете…». Я-то понимаю. Только гордость не совсем принимает такой расклад…
Круги ада и красная карточка
Если бытие студентом даёт возможность хотя бы проживать в Российской Федерации постоянно, то остальным иностранцам намного сложнее. Всё из-за Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (ред. от 05.12.2017), согласно которому иностранцы имеют право находиться в России не более 90 дней в течение полугода. То есть прожил 3 месяца – изволь на 3 месяца покинуть страну. За нарушение закона полагается штраф и/или запрет на въезд в Россию.

Так как я приехала в Россию с женихом, встал вопрос о том, как ему остаться здесь без необходимости выезжать. Конечно, было решено оформлять патент на работу. Тогда мы ещё не знали, через что придётся пройти…

Здесь следует отметить, что чаще всего патент на работу оформляют эмигранты из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и других стран Средней Азии. Согласно Федеральному закону № 186-ФЗ «О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 11 июня 2011 года, граждане Беларуси, Казахстана и Армении имеют право работать в России без патента. Так что в очереди на подачу документов едва ли встретишь «своего»…

Оформить патент можно по адресу, вызывающему нервную дрожь у любого иностранца: улица Красного Текстильщика, 15, лит. А. Именно здесь, в Отделе по вопросам трудовой миграции ГУ МВД России, принимают документы и предоставляют информацию об изменениях в Положениях и Законах. Здесь же начинаются круги ада, которых Данте и представить не мог. На сайте Отдела не сказано, что запись на приём ведётся по талонам. Что талоны выдаются раз в неделю, по субботам, в живой очереди. Что на получение талона даётся только месяц после въезда в Россию. И – вишенка на торте – что выдачу талонов могут отменить.

Со всем этим столкнулся мой жених. Ему дважды не удалось получить талон вовремя, потому что выдачу переносили без предупреждения. Дважды пришлось выехать из страны, чтобы «обновить» миграционную карту. Снова и снова стоять в очереди на улице в мороз, да ещё и в сомнительной компании...
Пример патента на работу
Но кто хочет, тот получит. Он заполучил талон, который представлял собой прямоугольную тонкую бумажку с датой приёма. На сбор документов давался примерно месяц. За это время пришлось пройти медкомиссию, сдать экзамен на знание русского языка (!!!), права и истории России, доказать, что ты не верблюд… В назначенные день и время был предоставлен внушительный список обязательных документов (более 12 бумажек, справок и выписок).

К счастью, все документы были оформлены правильно, и через 2,5 недели (кстати, на официальном сайте указан срок в 10 дней) мой жених стал счастливым обладателем «хорошей» красной карточки – патента, дающего право на работу.

Однако патент не решает всех проблем. Ведь он выдаётся лишь на год, после его нужно переоформлять. Раз в месяц нужно вносить авансовый платёж НДФЛ, то есть «покупать» право пользоваться патентом. В каждом регионе своя цена: например, в Ленинградской области налог составляет 3800 рублей, в Москве – 5000 рублей, а вот в Республике Саха (Якутия) – 9335 рублей! Не успел вовремя – патент аннулируется. Официально работать можно только по специальности, указанной в патенте. Иначе – штраф, аннулирование документа. И всё сначала.

Доктор, у меня РВП!
В любой ситуации, как известно, есть два выхода. Если оформлять патент на работу вы не хотите, оформите РВП, или разрешение на временное проживание. Но, забегая вперёд, я скажу вам честно: получить патент намного проще.

Что же такое РВП? Это первый шаг к получению гражданства России. Первый шаг к признанию человека человеком. Фактически это штамп, который ставится в паспорт иностранца. Но штамп волшебный – он даёт эмигранту право находиться в стране более 90 дней и работать без патента.

Выдаётся РВП на 3 года. Раз в год необходимо отмечаться в МВД и подтверждать, что ваши намерения ещё не изменились и вы живёте в России. Нет своевременного подтверждения – разрешение аннулируется.

Как получить разрешение? С ответом на этот вопрос и начинается всё самое интересное… Настало время рассказать историю моей подруги, которая прошла и эти хождения по мукам.

Лера переехала из Одессы в Петербург по большой любви. Но одна лишь большая любовь не давала возможности остаться в России. Потому Лера решила оформить разрешение на временное проживание.

Изначально подруга хотела подать документы по государственной программе «Носитель русского языка». По этой программе могут подаваться те иностранцы, у кого есть родственники, проживающие в России. К счастью, у подруги в русской глубинке живёт бабушка, и ей пришлось специально ездить к родственнице за соответствующими справками. Кроме того, Лере нужно было доказать, что она является носителем русского языка. Для магистра русской филологии необходимость доказывать подобные вещи стала фактически оскорблением! Но ради возможности жить в любимой стране с любимым мужем она была готова пойти на это.

С трудом документы были собраны. Всё шло хорошо, пока не наступил день приёма документов. Тогда моей подруге сказали: «Да, всё хорошо, но мы можем записать вас в очередь на подачу документов на май 2017 года, потому что слишком много желающих»…

На дворе стоял 2015 год.
Ей пришлось бы раз в 3 месяца собирать чемоданы и жить на две страны почти 2 года. О программе пришлось забыть.

Как хорошо, что есть РВП! Правда, добиться его ещё сложнее… Это можно сделать по квоте и без квоты. По квоте почти нереально: на Санкт-Петербург и Ленинградскую область выдаётся всего 2500 квот. А желающих её получить – десятки тысяч. Без квоты получить разрешение можно на основании брака с гражданином России. За брак, как за спасительную соломинку, и ухватилась моя несчастная подруга.

Пришлось с нуля собирать нужные бумажки. Снова бюрократия… Пикантности ситуации добавило то, что сроки пребывания подходили к концу. Настолько, что Лера уже забронировала билеты домой и в дверь её дома постучались милые люди с вопросом, помнит ли она о сроке выезда… Но как пробиться в УФМС (к счастью, этот федеральный орган был упразднён в 2016 году), если его ещё с ночи окружают такие же желающие? Только путём жёсткой борьбы. Моей подруге пришлось с вечера записаться в живую очередь (никаких талонов нет и в помине!) и ночевать в машине, которую ей любезно одолжил знакомый. А на улице – минус 15, снег. И люди, сотни людей, которые с 10 вечера и до самого утра были на ногах в надежде протиснуться в здание.

Ей удалось. Благодаря большой удаче, огромному желанию и огроменному суровому дядьке, которому так же срочно нужно было подать документы – сроки поджимали. Он схватил мою подругу за руку и, буквально расшвыривая других ожидающих, втащил её в здание. Так она и подала документы за день до окончания срока действия регистрации…

Мы отмечали её победу неделю. Пели, пили и громко кричали: «Ну всё, на одного эмигранта в нашей компании меньше!».
Где же встречаются «свои»?
Я говорила с мамой по телефону, город праздновал Девятое мая. Праздник, который в моей стране запрещён.
«Девушка!.. Девушка, постойте! Вы что, из Одессы?!», – схватила меня за рукав куртки раскрасневшаяся женщина лет 45. Она пробежала за мной по Невскому проспекту почти квартал, а не слышала. Я говорила с мамой по телефону, в красках рассказывая ей о посещении Хора Победы у Казанского собора. Город праздновал Девятое мая. Праздник, который в моей стране запрещён.

«Я этот говор всегда узнаю! Господи, как приятно встречать своих!», – щебетала женщина. Оказалось, что она тоже одесситка, живёт в Петербурге уже 15 лет. Сначала меня даже обидела фраза о «говоре» – я-то считала, что говорю на чистом русском языке! Но обида быстро трансформировалась в радость от того, что в сердце Петербурга я повстречала землячку.
Вообще я часто встречаю своих земляков. Одесситов и просто украинцев, которые переехали в Россию. Кто за лучшей жизнью, кто по любви, кто – от войны. Мы быстро находим общий язык и стараемся помогать друг другу. Рассказать, как правильно подать документы, что делать, чтобы не нарушать законов. Потому что все мы здесь эмигранты. И все мы здесь свои.

За полтора года жизни в России я ни разу не столкнулась с проявлением агрессии из-за того, что я эмигрант. Напротив, мои собеседники, узнав, что я из Украины, становились даже как-то добрее. И все задают один вопрос: «Ну как у вас там сейчас? Надеюсь, спокойно?». Нет, у нас не очень. А вот у вас – спокойно.

День нашего города, 2 сентября, мы с женихом встретили в ресторанчике «Одесса-мама», расположенном на узкой барной улочке в шаге от Невского. Нас было немного, но мы были в тельняшках. А я – с одесским флагом, яркие цвета которого привлекали любопытные взгляды и возгласы вроде «смотри, из Одессы ребята!». В «Маме» мы пели, плясали, ели икру из синеньких (у нас так называют баклажаны) и искренне радовались тому, что все мы, дети Южной Пальмиры, встретились в Пальмире Северной.

P.S.: … А вчера я получила квоту на РВП. Я стала на один шаг ближе к исполнению мечты. И это повод пусть немножко, но гордиться. Да, через год всё только начинается.