Ксения шаповалова
Праздник начинается с открытки
Важную роль в создании праздничного настроения всегда играли поздравительные открытки.
Яркие воспоминания о Новом годе и Рождестве связаны не только с праздничным застольем, подарками, гаданиями, торжественной рождественской службой, катанием на санках, лыжах и коньках. Не последнюю роль в создании праздничного настроения всегда играли поздравительные открытки. У Юрия Ивановича Комболина, журналиста и коллекционера, огромное собрание открыток, связанных с зимними праздниками. С радостью публикуем интервью с Юрием Ивановичем, в котором он рассказывает о дореволюционных, советских и зарубежных открытках к Новому году и Рождеству.

Коллекционер - это вторая профессия.
Юрий Иванович всегда серьезно относился к однажды услышанному выражению: «Коллекционер – это вторая профессия». По его мнению, как ко всякой профессии, к коллекционированию у человека должно быть призвание. Трепетать душу истинного собирателя заставляют истории каждого нового приобретения, определение его подлинного места во времени, возможность поделиться своими знаниями с окружающими. Дом Юрия Ивановича напоминает музей, где редкие книги соседствуют с картинами, старинными предметами и, конечно, с многочисленными открытками, каждая из которых бережно хранится.

– Юрий Иванович, сколько открыток в Вашей коллекции?

– В моем собрании «поздравляшек» с разными праздниками только дореволюционных более шестнадцати тысяч. Больше всего пасхальных, чуть меньше рождественских и новогодних, и еще меньше открыток, связанных с днем ангела и масленицей. Почти все разные, многим без малого по 150 лет. И ведь дошли до наших дней! Это значит, люди хранили их и передавали из поколения в поколение не просто как кусочки картона с дежурными словами, а как важный подарок. Открытка раньше была именно подарком, да и сейчас во многом тоже им остается.
А.А. Лавров
– Как давно люди отмечают Новый год, можно ли его назвать древним праздником?

– Древность этого праздника несомненна. Его отмечали еще наши предки-язычники, обратившие внимание на временную границу посередине зимы. От них дошли до нас некоторые новогодние традиции, которые никак не вяжутся и не принимаются церковью. Они так же нашли свое отражение в новогодней открытке. Прежде всего, это колядование, гадание и ряженые. И если первое как-то приспособлено к христианству, то второе и третье впрямую замыкается на язычество. Особенно хороши на эту тему открытки, исполненные по эскизам Плошинского, Смукровича, Лаврова, Ващенко, Горелова, которые показали замечательные сценки из народной жизни.

– Изображали ли что-то подобное на открытках после революции?
Само название праздника «Новый год» с открытки исчезло, а она стыдливо спряталась в конверт.
– Разумеется, ничего подобного после революции на новогодних открытках не изображалось. Да и сам Новый год более-менее официально отмечался только первое время. Затем начались различные новации, связанные с советскими обрядами, обычаями, которые и саму новогоднюю елку, и встречу Нового года отнесли в разряд религиозных пережитков.

– А сохранилась ли открытка?

– Открытка вплоть до конца НЭПа выходила она в продажу и приносила новогодние поздравления по почте. Но хотя символика ее соответствовала зимнему празднику, само название праздника «Новый год» с открытки исчезло. А потом и вообще люди стали обходиться самодельными открытками для поздравлений и пожеланий на Новый год, и сама открытка стыдливо спряталась в конверт.

Только в декабре 1935 года, после публикация в «Правде» статьи крупного партийного функционера П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» новогодний праздник официально вернулся в наши дома. Неофициально-то его и не прекращали праздновать.

– Если говорить о технике оформления открытки, то какие есть в Вашей коллекции?

– Есть и рисованные, и фотооткрытки, и комбинированные из тех и других, и с блёстками из зеркального стекла и фольги, и с фрагментами из бархата и шёлка, металла, перьев, цветов, волос и других материалов.


– Можно ли их как-то условно разделить по сюжету или изображенному на них предмету?

– По сюжету их можно разделить на художественные, урбанистические, праздничную принадлежность которых определяла только надпечатка типа: «С Рождеством Христовым!» или «Рождественский привет из Петербурга!». А также с бытовыми мотивами, библейскими, с романтизированным пейзажем и, наконец, самые многочисленные – с элементами растительного мира.
Новогодняя открытка времен Первой Мировой войны.
– Отражались ли как-то на праздничных открытках изменения в политической жизни страны?

– Да, порой изменения политической жизни вносили свои коррективы. Так цензурные послабления добавили сатирические сюжеты в поздравительную открытку, а Первая Мировая война милитаризировала её, дополнив довольно однообразную атрибутику классической «поздравишки» оружием и мундирами, благородными сёстрами милосердия.

– Только ли политические события как-то влияли на изображение на новогодней и рождественской открытке?

– Открытки, конечно, живо откликались не только на политическую, но и на экономическую, техническую и культурную жизнь планеты. Тем самым авторы и дизайнеры поздравительной открытки до революции смогли разнообразить достаточно скудную каноническую символику рождественской и новогодней почтовой карточки. В моей коллекции более шестнадцати тысяч «поздравишек». Это позволяет мне совершенно ответственно заявить, что не успевал человеческий гений изобрести очередную техническую новинку, как её тут же начинали эксплуатировать на поздравительных карточках. Более того, ни одно мало-мальски значимое мировое событие не избежало внимания, будь то покорение полюса или космоса, война или революция или появление на европейском подиуме новой моды или заметной манекенщицы.

Какие технические изобретения появились на открытках?

– Стоило, например, появиться дирижаблю, как Николай Угодник, трансформировавшийся ныне в знакомого нам Деда Мороза, для скорости передвижения пересел на него и начал разбрасывать свои подарки с лёта, чтобы они достались большему количеству послушных детей. Для непослушных в давешние времена он всегда носил с собой розги.

Интересен сам транспорт на открытках. Сначала праздник встал на лыжи и сел на сани, затем пересел на парусник, паровоз и дирижабль и, наконец, на самолёт и автомобиль, преодолевая свой вечный путь по земному шару всё с большей и большей скоростью. К слову, на более современных открытках он уже, совершенно не имея времени, приспосабливает иногда для передвижения ракету.

– Так можно ли сказать, что в разные исторические эпохи авторы открыток изображали на них не столько сказочные образы, сколько реальную действительность?

– Сюжеты хороших «поздравишек» строились и строятся на реальном материале, поэтому по ним вполне можно изучать прошлую жизнь:
все то, чем жили наши предки, отображено на поздравительных карточках. Поэтому, просматривая коллекцию, мы видим, на чем люди передвигались, как доставляли друг другу подарки и ездили по визитам, да мало ли каких передвижений требовали хлопотные предпразднич-ные и праздничные дни.

Дореволюционная открытка.
– Как изменились новогодние и рождественские символы и образы на советских открытках, если их сравнить с дореволюционными?

– На дореволюционной открытке главными атрибутами или персонажами были: Дед Мороз, елка или хвойная ветка, чаще с шишками, или иное вечнозеленое растение, например, омела, часы, календарь или цифра «I», разнообразные подарки, дети, застолья или бутылки и бокалы, красивые женщины, то в советское время художники и фотографы буквально заполонили новогоднюю открытку достижениями в области науки и техники. В массовом количестве использовались ими телефоны, радио, телевизоры, башенные краны, автомобили, снегоходы, тепловозы, поезда метрополитена, ледоколы, самолеты, вертолеты, космические корабли, спутники и персонально некоторые из космонавтов.

– Люди каких профессий чаще всего появлялись на советских открытках с новогодней тематикой?

– Из профессий особенно досталось строителям, авиаторам, ученым, сварщикам и актерам. Не обошли художники вниманием великие стройки коммунизма: Байкало-Амурскую магистраль и газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, какие-то электростанции и плотины, новые города в тайге и поселки. Частыми персонажами новогодних сюжетов были тогда и спортсмены: лыжники, хоккеисты и, особенно, – фигуристы.Таким образом, открыткой пытались возвести этот семейный праздник в ранг общественного.

Пример тантамарески
– Всегда ли открыток выпускалось достаточное количество?

– Сразу после Великой Отечественной войны и в пятидесятые годы государственная открыточная индустрия была маломощной. Поэтому часто находились энтузиасты, которые, не удовлетворившись «поздравишками» с прилавков, создавали свои, в основном, фотоспособом и торговали ими.
Еще до революции появилось такое понятие, как тантамареска: большая декорация перед человеком, встав рядом с которой, он мог сделать фотографию. Дореволюционные фотографы ввиду несовершенной техники не могли снимать на улице. Поэтому, рисовали вагон-тантамареску и получалось, что клиент едет в поезде или в машине на снимке, летит на самолёте или воздушном шаре. В советское время тантамарески приспособили и к поздравительным открыткам.

В первые послевоенные годы открытки были очень простыми и часто черно-белыми, с довольно банальным сюжетом.

– Какие новогодние открытки выходили в годы Великой Отечественной войны?

– Создатели военной открытки стремились поддержать боевой дух фронтовиков, вселить уверенность в неминуемой правой победе. Часто это делалось с помощью осмеяния образа врага на открытках. Образы женщин и детей на открытках возникали, но довольно редко. Художники понимали, что является «больной» темой. Однако когда появлялись образы детей, это было, как правило, что-то очень милое и трогательное, что вызовет не жалость, а умиление. Таковы многие новогодние открытки, изданные в Ленинграде в годы войны. На них дети украшают елку, пишут письмо на фронт и главное – улыбаются. Опять же намек на то, что желание жить, даже в таких нечеловеческих условиях не исчезает, а только обостряется.


Ироничная открытка
На новогодней открытке изображен Гитлер, печально размышляющий о том, что готовит ему грядущий год.
– Можно ли сказать, что дореволюционная открытка более празднична, чем советская?

– Конечно! Большее наслаждение испытываешь, когда перебираешь старенькие дореволюционные карточки, делая при этом удивительные открытия. Дореволюционная открытка удивительно празднична. Некоторые надо было смотреть на просвет, и тогда серое невзрачное изображение расцвечивалось всеми красками, проявлялись на свету скрытые персонажи: Дед Мороз с подарками, ангел, осенявший крылами детей, светились окна домов, и появлялась на небе луна, звезды, вспыхивал огонек трубки добродушного Деда Мороза.

– Всегда ли в изображении на открытке был какой-то скрытый смысл?

– В первое время сюжеты их черпались из Библии и, признаться, особым разнообразием не отличались: открытки изображали в основном рождение Христа, поклонение волхвов. Картинка сопровождалась готовыми поздравительными текстами типа: «Имею честь поздравить Вас с Высокоторжественным праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом, искренне желая здоровья, счастия и полного благополучия. С искренним почтением имею честь быть...». Оставалось только расписаться.
Но со временем в изображение стал закладываться особый смысл, диктуемый набором предметов и персонажей, составлявших композицию лицевой стороны открытого письма. Часто скрытый смысл изображения был связан с образами животных.

– Какие открытки в Вашей коллекции связаны с образами животных?

– В моей коллекций есть, например, новогодняя открытка с изображением кота, собирающегося лететь на воздушном шаре. Здесь кот - некое олицетворение плохих событий, которые уносятся вдаль. Ведь большинство воздушных шаров в то время, на заре воздухоплавания, улетали так далеко, что их не находили, или они разбивались.

Но изображение кота на поздравительной открытке не всегда имело такой смысл. Ведь в некоторых странах, включая и Великобританию, черный кот считался символом удачи; в Древнем Риме полагали, что кот – это дух-хранитель дома; а древнеегипетская богиня любви, плодородия, женской чувственности Баст вообще изображалась в виде кошки или с кошачьей головой.

– Образы каких животных можно также встретить на открытках?

– Собака, олицетворяющая издревле преданность человеку, храбрость и бдительность, означает благие пожелания. Кролики, которых сейчас всё чаще держат в доме как декоративных животных, редко, но все же становятся героями новогодних открыток, так как символизирует застенчивость, плодовитость. Соответствующую нагрузку несут они и в письменных пожеланиях. Большая символическая нагрузка и у столь знакомой нам лошади. Она символизирует скорость, грацию, мужество.

И уж кого особенно любят авторы новогодней открытки, так это свинью, которая благодаря своей плодовитости олицетворяет достаток, счастье в семье, а в китайской символике – общительность, доброту, великодушие, честность, работоспособность и…опрятность! Приближающийся новый год тоже связан со знаком свиньи. Это животное весьма активно используют на Западе, особенно в Германии, на новогодних открытках. Посылая подобную открытку адресату желали: материального благополучия, семейной гармонии, много здоровых, крепких детей и прочих земных благ.

– Пожелаем этого и нашим читателям, которые будут рассматривать открытки из коллекции Юрия Ивановича!