арда лушба
Продолжение следует?
Чего хотят люди? Хорошего. Чем характерно хорошее? Тем, что рано или поздно кончается.
В начале было… Нет, не слово. Два слова. «Игра престолов», сериал, который открыл дорогу многим проектам, доказав, что они могут обладать закрученным сюжетом с огромным количеством персонажей, демонстрировать натуралистичные сцены изощренных убийств, жестокость и насилие, поражать зрителей качеством костюмов и декораций и, что самое главное — что они могут приносить создателям деньги. Деньги, которые можно пустить на реализацию новых смелых идей.
Netflix ознаменовал собой эпоху, когда сериалы больше не находятся на переферии массовой культуры, а являются самым ее центром.
Вдохновленные успехом HBO, телевизионные каналы и стриминговые сервисы стали делать ставку на уникальный контент. Так Netflix в 2013 стал снимать собственные проекты, и, пусть Amazon Prime и Hulu стараются не отставать, а такие гиганты как Apple и Disney пытаются завоевать свое место под солнцем, в 2020 году словосочетание «оригинальный продукт Netflix» стало буквальным синонимом успеха на телевидении и знаком качества. Хоть некоторые чиновники и считают, что это – попытка США «войти через телевизор в голову каждого человека на земле», Netflix ознаменовал собой целую эпоху. Эпоху, когда сериалы больше не находятся на периферии массовой культуры, а являются самым ее центром. Эпоху, когда стало понятно, что зрители не боятся сложных историй, и готовы тратить время на то, чтобы погружаться в них с головой.

В период 2010-х сериалы из мыльных опер и развлечения для домохозяек превратились в высокобюджетные произведения искусства, об увлечении которыми не стыдно заявить даже в самом приличном обществе. Не знаешь, что обсудить в компании малознакомых людей? Начни обсуждать сериалы! Дискуссия о концовке «Игры престолов», например, может затянуться на несколько часов, и к концу вечера превратит незнакомцев в закадычных приятелей.

Оскароносные актеры с готовностью откликаются на предложения сниматься в долгоиграющих проектах. Вспомним хотя бы пресловутого Кевина Спейси, обладателя двух золотых статуэток, звезду «Карточного домика», или Джессику Лэнг, которая, несмотря на почтенный возраст, блистает в «Американской истории ужасов», или Риз Уизерспун, которая принимает в создании сериалов самое непосредственное участие, выкупая права на экранизацию понравившейся книги, а на стадии производства выступая и в качестве актрисы исполняющей главную роль, и в качестве продюсера («Большая маленькая ложь», «Утреннее шоу», «И повсюду тлеют пожары»). Имеет место и обратный эффект – молодые актеры, такие как Адам Драйвер, Эзра Миллер, Финн Вулфхард, идут вверх по карьерной лестнице и пробиваются из сериалов в большое кино.

Многие сериалы снимаются по книжным первоисточникам. Когда человек бегает глазами по строчкам, вся история разворачивается в его голове, но, к сожалению, в отличие от литературы, кино обладает ограниченным инструментарием воздействия на зрителя. В лучшем случае роман решают поделить на несколько фильмов, но обычно большая часть текста и сцен, не столь важных для сюжета, но органично вплетенных в книжное повествование, нещадно вырезается сценаристами потому, что хронометраж, как говорится, не резиновый. Для людей, знакомых с первоисточником, это является личной болью. И в таком случае экранное воплощение романа в виде небольшого сериала (или большого сериала в случае книжных циклов) – гораздо более правильное решение ставшее возможным именно потому, что этот формат стал выгоден с коммерческой точки зрения. Лучший пример из недавних – шестисерийный сериал «Благие знамения» по одноименному роману Нила Геймана и Терри Пратчетта. Ужать шесть часов этого яркого действа, полного библейских отсылок и той самой атмосферы «британскости» в стандартные два часа фильма? Немыслимо!

В небольшой сериал можно впихнуть куда больше деталей, пусть и не столь важных с сюжетной точки зрения, но необходимых для воссоздания нужной атмосферы и расширения границ истории, наполнения ее жизнью. Сам формат дает возможность усложнить повествование, добавить в него больше персонажей, уделить каждому из них достаточно времени, проработать сюжетные арки, так, чтобы поймать зрителя на эмоциональный крючок.

И зритель действительно на него попадается. Фильмы могут быть актуальны в определенный момент времени, с сериалами же мы живем на протяжении многих лет. Наблюдая за героями час за часом, мы привыкаем к ним, привязываемся. Новое поколение в принципе предпочитает длинные форматы именно потому, что им нравится эмоциональная связь с персонажами. Киностудии уловили этот настрой, и пользуются им не только в производстве сериалов, но также во время выпуска фильмов. Что такое «Мстители» как не высокобюджетный сериал, растянутый на многие годы? Для киноделов эта привязанность означает гарантированный финансовый успех проекта. Для самих фанатов же она выливается в творчество – в арты и фанфики, которыми люди развлекают себя в перерывах между сезонами любимого шоу.
Для фанатов эмоциональная связь с персонажами выливается в творчество – в арты и фанфики, которыми люди развлекают себя в перерывах между сезонами любимого шоу.
Правда, фанатская любовь часто играет с произведениями злую шутку. Людям намного комфортнее сталкиваться с чем-то знакомым, циклично возвращаться к привычным героям в привычные миры. Новый проект может окупиться, а может и не окупиться. Зато у старого всегда есть определенная база потребителей, которые в любом случае посмотрят сиквел к любимому мультфильму, даже если они и в подметки не годятся оригиналу (пример - все продолжения «Ледникового периода»), прочитают книгу, даже если автору уже нечего сказать (пьеса «Проклятое дитя», которой лучше бы не существовало) или посмотрят еще один сезон сериала, даже если история героев уже логически завершена (помните, девятого сезона «Клиники» не существует).
Братья Винчестеры никак не могут сойти с дороги приключений.
Часто сценаристы, идя на поводу у фанатов, выбирают легкий путь получения прибыли и растягивают историю настолько, что она сама уже напоминает не самый лучший фанфик. Самый удачный (к сожалению) пример этому - «Сверхъестественное». Приключения братьев Дина и Сэма Винчестеров логично разворачивались на экране на протяжении пяти идеальных сезонов, в которых каждая серия была наполнена осмысленным действом и являлась полноценным кусочком общей большой мозаики. Но любовь зрителей к охотникам на нечисть была слишком сильна – и вот появились ненужные филлерные серии, пустые диалоги, новые карикатурные враги, цикл из смерти, воскрешения, потери души и ее обретения для каждого из братьев. Дин и Сэм превратились в эдаких суперменов – что бы с ним ни происходило, ты уже не веришь в то, что это действительно важно. «Сверхъестественное» завершится на пятнадцатом сезоне. Я уверена, что, когда я посмотрю последнюю серию и осознаю, что история, которая была со мной на протяжении большей части моей жизни, наконец закончена, в моей душе поселится чувство полнейшего опустошения. Это чувство не плохо само по себе, но оно должно было настигнуть меня гораздо раньше, в тот момент, когда Дин низвергнул Люцифера в ад, а писатель Чак поставил последнюю точку в своей «Лебединой песне».
Концовка – это самая важная часть любой истории, потому что она придает ей целостность и наполняет ее смыслом. Цикл должен быть прерван, потому что нужно идти дальше, а не топтаться на месте. Любой сериал, как бы он ни был хорош, должен заканчиваться, пока ему еще есть что сказать. Все хорошее рано или поздно кончается. Ну… Должно кончаться, чтобы оставаться хорошим.

Больше о сериалах, книгах и фантастических мирах - в телеграм-канале "Вересковый мёд".