Оно не давало гарантий, требуя от человека постоянной сверки с собственным чувством добра и зла. Язычество требовало работы ума и сердца, а человеку хотелось «отключиться», получить однозначные ответы на все волнующие его вопросы и успокоиться. Так на историческую сцену вышло христианство.
Христианство с самого начала отличалось от язычества и всячески это подчеркивало. Именно со времен христианства появляется разделение религии, как внешней обрядности, и веры, как духовного переживания. Христиане первыми обратились к внутреннему духовному миру человека и поставили идею выше практической выгоды. Это были настоящие фанатики, и тем забавнее, что язычники считали их атеистами. Ведь в отличие от них, они вели себя крайне не толерантно по отношению к чужим богам, отказываясь приносить им жертвы.
Во времена всеобщей толерантности христиане стали политическими экстремистами. До сих пор все радикальные и экстремистские течения и партии возводят свою родословную к первым христианам. В их учении мы можем увидеть и анархизм, и коммунизм, и консервативный радикализм, и фундаментализм и много чего еще. Потому что христиане были первыми, кто идею поставили выше реальности.
Не удивительно, что против политических и религиозных экстремистов начались репрессии. В христианской традиции они известны как гонения. Как это часто бывает, преследования привели к ровно обратному результату. Христиане самоотверженно шли на самопожертвование, заходили в клетки к диким зверям, горели на кострах и умирали на крестах. Это было чистое самоубийство. И глядя на это, у многих язычников стали закрадываться сомнения. Если эти люди готовы умереть за свою веру, то в ней явно что-то есть.
Сначала десятки, а потом и сотни, и тысячи людей стали переходить в христианство. Сам имперский аппарат так же стал с интересом смотреть на эту религию. Та дисциплина, которая поддерживалась в христианской общине, была жизненно необходима империи, раздираемой изнутри противоречиями. В обществе и государстве окончательно сложился социальный запрос на христианство.
И вот тут христианство стало перед дилеммой. С одной стороны, хотелось сохранить свои духовные принципы и свою религиозную чистоту. Высокие нравственные идеалы это удел немногих и тогда бы христианство навсегда осталось бы сектой. А с другой стороны, слишком силен был соблазн, слишком сильна была жажда уничтожить язычество, отомстить ему. Но это означало упрощение, популяризацию учения Христа в массах и перенятие языческих принципов и обрядов.
И вот тогда «апостол язычников» Павел произносит свои сакраментальные слова: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос». Это был момент перелома. Именно тогда тот, кто желал убить дракона, сам стал драконом. Христиане, отрицающие языческую толерантность, переняли главный принцип толерантности, дабы ее победить.