Если три части симфонии писались буквально на одном дыхании («Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас».), то работа над финалом продвигалась медленно. Композитора мучила тревога за мать и сестру, оставшихся в Ленинграде. Кроме того, неясно было, к чему в конечном итоге приведет ход войны, факты не предвещали победы. Тем не менее было понятно, что финал должен быть торжественным, знаменовать собой светлое будущее и грядущую радость.
27 декабря 1941 года Шостакович окончил работу над симфонией, которую назвал Ленинградской, посвятив ее страданию и великой борьбе горожан и защитников Родины. 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета состоялось поистине историческое событие – мировая премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича. Оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил великое произведение в присутствии автора, дипломатов международных посольств и многочисленных слушателей, трансляция велась по всем радиостанциям страны. Это событие можно назвать вершиной музыкальной жизни города в XX веке, а саму Седьмую симфонию – подвигом автора во имя Родины.