ольга шмелева
Рождение комедии и трагедии из духа улицы
Личный опыт участия в постановках театра импровизации под открытым небом
Этот материал мы решили отнести в рубрику "иZOOMление".
Автор рассказывает, как уличный театр изменил ее жизнь и в чем смысл импровизации на уличной сцене.
– Чем занимаешься на выходных? Может, встретимся? – нередко задавали мне вопрос.
– Я буду выступать, играю в театре!
– А какой у вас репертуар? И кто ты из героев «Чайки» Чехова?
– Мы не ставим пьесы Чехова, равно как и Шекспира, и Ибсена, и Мольера, и Гоголя, и Теннеси Уильямса, и даже Софокла и Еврипида. Классику мы уважаем, но это не наш профиль.
– Да что же вы тогда за театр? Современной драмы? Эксперименты, голые люди на сцене?
– А это еще «холоднее». У наших постановок вообще нет сюжета в традиционном понимании. К примеру, мы совсем не учим и не произносим реплик. У нас театр пластики и пантомимы.
– Значит, у вас есть хореограф, который ставит номера, вы репетируете в зале?
– Нет! Опять не «в точку».
Тут на лице собеседника отражается крайняя степень удивления.
– Так чем же вы вообще занимаетесь?
– Мы - уличный театр. Это отдельное направление. И в большей степени мы импровизируем. Перед постановкой у нас есть только, как говорят математики, исходные данные.
– А как же вы тогда организуете работу, репетируете выступления?
Выступление во Дворце культуры в городе Котлас
В нашем коллективе люди из разных городов: Ярославль, Нижний Новгород и Москва. Поэтому подготовка к выступлениям проходила в основном онлайн. Режиссер-постановщик театра Марина Акишина в чате объясняла нам концепцию номера и то, какой реквизит будет задействован.

Режиссер по совместительству еще и художница, и весь реквизит для постановок она создает своими руками. Эти предметы, зачастую выполненные в технике папье-маше (изготовление поделок из спрессованной бумажной массы – Ред.), и есть «центральные персонажи» в выступлениях, а наша задача как артистов – обыграть эти предметы, раскрыть их суть и вплести их в создаваемую по ходу выступления драматургическую канву.

Сюжет постановок неотделим от реквизита. В ход идет все: от полиэтиленовой бумаги до обычных палок с улицы. В основе одного из перфомансов было то, что артисты поочередно запутывают и распутывают сами себя и друг друга в полиэтиленовой пленке, разрывают ее как оковы, развеивают на ветру, словно это флаг или знамя, сдирают ее с себя, словно это кожа… Все эти простые, казалось бы, действия несут в себе метафорический смысл человеческих взаимоотношений, свободы и несвободы, уязвимости, выхода из зоны комфорта, способности открыться другому человеку. Мы выступали не только с готовым реквизитом. Смысл уличного театра – тотальная импровизация во всем. Очень часто мы сами, за несколько часов перед выступлением, выбирали для него площадку.
Выступление в городском парке в Красногорске, Московская область
«Ой, какие огромные, интересные трубы, да еще и расписанные граффити», – кто бы мог подумать, что из этого наблюдения родится концепция выступления. На глазах артистов – повязки, они идут по трубам ощупью, боясь упасть, навстречу друг другу. А встретятся ли? Найдут ли друг друга? Или какая-то третья сила, уведет, заманит их, ослепленных, в совершенно другом направлении?

А как же насчет аудитории? Надо расставить стулья, организовать площадку? Нет! У уличного театра другие законы. К примеру, мы начали выступать рядом с теми самыми трубами. Слышна музыка, раздаются голоса, и люди, гуляющие в парке, начинают подходить, встают в круг и наблюдают за представлением прямо там, где оно проходит. Принцип флешмоба.
Подготовка к выступлению в городе Губкин, Белгородская область
Многие выступления рождаются в движении, на ходу, в прямом смысле этого слова. Уличный театр немыслим без участия в карнавальных шествиях – сродни традициям Средневековья или народным гуляниям в Венеции и Рио-де-Жанейро. Красочные костюмы, «дуделки», «свистелки», яркие образы – такая праздничная колонна движется по главной улице города. Формат выступления максимально интерактивный. Жители города могут присоединиться к артистам, прогуляться вместе с развеселой колонной. Любой желающий может делать селфи с артистами, снимать сториз, вести прямую инстаграм-трансляцию. Степень свободы очень широкая – хоть за нос можно артиста ущипнуть. Конечно, мы это не рекомендуем, но для любопытных детей можем сделать исключение.

– Подожди, можно еще и последний вопрос? Как же ты попала в этот театр? Всю жизнь мечтала стать актрисой?

И это далеко от истины. Я, признаюсь честно, никогда не думала о том, что у меня есть актерские способности. «Десять раз поступала в ГИТИС, а еще 15 – в Театральный институт имени Бориса Щукина» – это точно не про меня. Уличный театр – это нежданный и негаданный подарок судьбы, появившийся в моей жизни в неожиданный момент.
Выступление во Дворце культуры в городе Котлас
Однажды меня пригласили на выступление как зрителя. Но любопытство от природы не унять. Я просто подошла к машине артистов, стала наблюдать за тем, как они готовятся к выступлению, а затем просто решила познакомиться и пообщаться. Мне так понравились актеры и сама концепция театра, что я сразу же предложила: «Можно вам чем-то помочь?» И завертелось: сходи к администраторам площадки и уточни время выступления, отнеси флешку звукорежиссеру, купи водички, собери реквизит. И все это было правда очень интересно! Все эти поручения я выполняла с большой радостью от того, что имею возможность пообщаться с творческими людьми.

Мой интерес не остался без внимания. Руководитель предложила стать администратором театра: выполнять все те же функции во время гастролей. Я немедленно согласилась, потому что тут же влилась в коллектив, очень хотела помочь таким замечательным творческим людям и посмотреть Россию.
Во время гастролей в Нижнем Новгороде
В первую же мою поездку в качестве администратора, я стала полноправным участником коллектива. Так получилось, что у артистов коллектива оказался один лишний черный тресс и костюм из папье-маше. Я подумала, что это мой шанс, которым непременно нужно воспользоваться! Без всяких раздумий попросилась выступить, и мне такую возможность дали. Так я поучаствовала в первом своей жизни пластическом перфомансе, и после этого не пропускала ни одного выступления, ни одной поездки! Где мы только ни были: объездили многие города центральной России, а главным «приключением» стала поездка в Нарьян-Мар на фестиваль уличных театров! Это путешествие оказалось необычайно интересным, а радушие и гостеприимство северных людей греет душу до сих пор!