Ксения Шаповалова

Как Печорин стал Печкиным

История о том, как Онегин убивает Раскольникова, а Печорин
на полставки подрабатывает почтальоном
Этот материал мы решили отнести в рубрику "БеZOOMие".
Наш автор делится личным опытом и рассказывает, каково это быть учителем литературы.
Однажды меня пригласили в гости в одну очень интеллигентную семью. Дома у них было уютно, в глаза сразу бросались многочисленные книжные полки, радующие любителя читать. Подойдя к ним и потянувшись рукой к томику Пушкина, я обнаружила, что передо мной не книги, а их муляжи – просто красивые корешки, поставленные в ряд, а внутри пустая коробка. Я ходила от одной полки к другой, но так и не нашла настоящей книги. «Правда, отличная идея? – спросил меня хозяин дома. – Книги мы читать не любим, но эффект красивый создается!» Дочь хозяина, одиннадцатиклассница, утвердительно закивала. Недавно она записалась ко мне на курсы подготовки к сочинению по литературе и никак не могла вспомнить, когда в последний раз читала книгу не в кратком содержании.

Неделю назад все российские школьники 11-х классов сдавали итоговое сочинение по литературе. Министерство образования долго ломало мозг над тем, как «привить» молодому поколению любовь к чтению. Пусть даже насильственными методами. И тут пришло гениальное решение. Появилось Итоговое декабрьское сочинение, ставшее допуском к ЕГЭ. Не сдал литературу – не имеешь права сдавать ни химию, ни физику, ни даже русский язык. Зачем будущему физику-ядерщику знать, почему страдал Болконский по пути в Отрадное? Так-то оно так, но мне думается, что элементарный уровень начитанности должен быть у каждого.
Уже несколько лет я работаю преподавателем русского языка и литературы на курсах подготовки школьников к экзаменам в ВУЗЫ. Итоговое сочинение появилось несколько лет назад, но уже наделало немало шуму среди выпускников и их родителей. Все ли получат зачет? Как не вылететь из школы из-за литературы? И почему вы на курсах не можете подготовить моего ребенка за пару занятий? Таким настойчивым родителям я обычно показываю толстый блокнот, куда собираю фразы из сочинений ребят, которые ходили когда-то ко мне на занятия. Сначала там можно было найти такие цитаты: «Простакова вела себя просто по-свински!», «Как только Болконский уехал, Курагин стал сильно приставать к Ростовой». Но это еще полбеды.
Становится страшно, когда, хлопая наивными глазами, выпускник спрашивает: «Онегин? А это какое произведение?». Еще страшнее, когда приходит озарение: «Про Обломова что-то слышал… Точно, он с Наполеоном воевал и геройски погиб!» Еще хуже обстоит дело с «Героем нашего времени». Бедный Печорин был и Бичуриным, и Печмориным и однажды даже Печкиным. Вулич превращался в Двулича и Гулича, а Максим Максимыч нагло крал княжну Мери, а потом зверски ее убивал в местечке под названием Ламань. Недавно мы проходили примеры оксюморона. И где-то с задней парты робкий голос, пытающийся меня поправить: «Но ведь это же…рэпер!».

На отдельной странице выписаны два сочинения, цитаты из которых я приведу дословно.


Oxxxymiron
Один из самых популярных россйских рэп-исполнителей
Кирсанов, главный герой произведения «Отцы и дети» считает себя нигилистом и относится к природе равнодушно. Идя по лесу, он ломает ветки кустов. Думает, все вырастет обратно. Как вы и догадались, в конце он умер. И правда, когда убиваешь живое, наказание последует сразу же!
Интересно, а какое наказание должно последовать за убитые нервы преподавателя, который, кажется, еще недавно был живой?

Но «вершиной» творений моих двоечников стало сочинение про Онегина:
В тот момент, когда Раскольников вызвал Евгения на дуэль, Онегин хотел решить их конфликт нежно, без рукоприкладства. Но ему было стыдно предложить эту идею Раскольникову, он боялся, что его будет осмеивать народ. Таким образом, Евгений не справился со своими нервами и убил Раскольникова, в чем и проявляется стыд
Сначала я смеялась. Потом плакала. Стыд Онегина проявился в том, что его нервы сдали, и он все же убил Раскольникова, а мой стыд – в том, что образумить таких учеников за несколько месяцев я не могу, как бы ни пыталась. Когда-то наша страна была самой читающей, а теперь те, кому по 17-18 лет, не могут отличить Печорина от Печкина и заставляют Онегина с Раскольниковым драться на топорах. Конечно, всем не обязательно знать, что психологизм Толстого связан с «диалектикой души». Однако знать, кто такой Онегин, мне кажется, школьники обязаны.

Кто виноват в том, что Кирсанов стал нигилистом и умер, сломав ветку куста? Кто отправил Обломова на войну с Наполеоном? После таких вопросов родители, пришедшие ко мне на занятие, озадаченно замолкают. Они-то и не знали, что их чадо выдает такие шедевры. Винят школу, школьных учителей, даже меня («Мы же ходим на курсы! За два занятия быстренько расскажите им «Тихий Дон» и «Войну и мир»). Винят всех, кого угодно. Только не себя и не собственного ребенка.

А все, на мой взгляд, начинается с семьи. Уже потом свой отпечаток накладывает школа и преподаватели. И если в семье культивируется отвращение к книге, то, естественно, любовь всеми силами не воспитать ни в школе, ни на курсах. Так постепенно мы сами превратили молодое поколение в такие же ряды книг: ходишь от полки к полке, тянешься к красивым корешкам, но внутри – обыкновенная картонка и пустота… Конечно, в последний момент выпускник в панике побежит к репетитору или со слезами на глазах откроет «Войну и мир». Однако Бичурин за месяц судорожной подготовки того, о чем выпускник никогда не слышал, вряд ли станет настоящим Печориным, Простакова так и будет вести себя по-свински, а Обломов упорно будет бороться с Наполеоном. На троечку школьники «наскребут», но никто не выйдет из аудитории с любовью к чтению.