Сначала я смеялась. Потом плакала. Стыд Онегина проявился в том, что его нервы сдали, и он все же убил Раскольникова, а мой стыд – в том, что образумить таких учеников за несколько месяцев я не могу, как бы ни пыталась. Когда-то наша страна была самой читающей, а теперь те, кому по 17-18 лет, не могут отличить Печорина от Печкина и заставляют Онегина с Раскольниковым драться на топорах. Конечно, всем не обязательно знать, что психологизм Толстого связан с «диалектикой души». Однако знать, кто такой Онегин, мне кажется, школьники обязаны.
Кто виноват в том, что Кирсанов стал нигилистом и умер, сломав ветку куста? Кто отправил Обломова на войну с Наполеоном? После таких вопросов родители, пришедшие ко мне на занятие, озадаченно замолкают. Они-то и не знали, что их чадо выдает такие шедевры. Винят школу, школьных учителей, даже меня («Мы же ходим на курсы! За два занятия быстренько расскажите им «Тихий Дон» и «Войну и мир»). Винят всех, кого угодно. Только не себя и не собственного ребенка.
А все, на мой взгляд, начинается с семьи. Уже потом свой отпечаток накладывает школа и преподаватели. И если в семье культивируется отвращение к книге, то, естественно, любовь всеми силами не воспитать ни в школе, ни на курсах. Так постепенно мы сами превратили молодое поколение в такие же ряды книг: ходишь от полки к полке, тянешься к красивым корешкам, но внутри – обыкновенная картонка и пустота… Конечно, в последний момент выпускник в панике побежит к репетитору или со слезами на глазах откроет «Войну и мир». Однако Бичурин за месяц судорожной подготовки того, о чем выпускник никогда не слышал, вряд ли станет настоящим Печориным, Простакова так и будет вести себя по-свински, а Обломов упорно будет бороться с Наполеоном. На троечку школьники «наскребут», но никто не выйдет из аудитории с любовью к чтению.