Мифология мира предлагает нам богов, чье общение с людьми только подчеркивало различия. Это общение сильного со слабым, спустившегося с вершины своей славы в нищету, духовную и физическую, где пребывают люди, готовые поклоняться и всячески благодарить своего благодетеля. Иудейская традиция в целом описывает такого же Бога, карающего отступников и милостивого к своим почитателям, но голос Нового Завета начинает звучать еще в самой древней из книг, Исходе: "И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим". Христос, приходящий в человеческий мир, понимает, что дружба возможна только между людьми одного уровня, и его сила и слава исходят из этого понимания. Его дружба — изначальная, не скрытая за трактовками и размышлениями — в том, чтобы на свадьбу не заканчивать праздник, а добавить еще вина. В этом жесте нет божественности, нет благочестивого благоговения и вести о трансцендентом. Здесь вечна простота дружбы, которая открывается в абсолютно мирских вещах. Чудо на браке в Кане Галилейской — это еще и первое чудо, что не может не вызвать ассоциации с первым приказом монарха, получившего власть: он задает тон всему царству, царство Христа вместо сложных истин о спасении вдруг постулирует нескончаемую радость. Это чудо не становится единственным, говорящем об Иисусе Христе как о друге. Его взаимоотношения с учениками никак не напоминают отношения пророка и последователей: какой великий человек будет омывать ноги более низким по статусу перед трапезой? Какой учитель мудрости будет дружить со своими учениками? Христос идет дальше и выбирает себе близкого друга среди своих последователей. Иоанн был любимым учеником, и их отношения были по-человечески нежными: на тайной вечере, последней трапезе Иисуса с апостолами, Иоанн возлежал на груди своего учителя. Разве мы не ищем физического контакта — объятия, поцелуя, рукопожатия — чтобы он закрепил явным образом духовную близость дружбы?