Яна Титоренко
Время для драконов
О том, почему некоторые люди по три часа в день живут в выдуманных мирах
Этот материал мы решили отнести в рубрику "РеZOOMе".
Автор пытается разобраться в правилах ролевых игр и выделяет различные виды игр.
Ролевые игры становятся всё более популярным видом взаимодействия. Их используют в бизнесе для тренировки лидерских качеств, в средствах массовой информации – для привлечения аудитории, в кинематографе – для расширения интерактивности, в театрах – для взаимодействия со зрителем. Миру нравится играть. Есть люди, которые, не получая видимой пользы от процесса, продолжают конструировать новую реальность, строить в ней города и наполнять их персонажами. Это не герои фильма "Начало", но в чем-то их деятельность похожа на сон внутри сна второго уровня. Те, для кого ролевые игры – повседневное хобби, называют себя ролевиками. Наш автор попытался разобраться в правилах этой поразительной игры со множеством условий.
Словесные
К этому же типу относятся и настольные ролевые игры. Действия в подобных происходят в воображении ролевиков. Игроки описывают поступки своих персонажей, детализируют миры и продумывают ходы – всё это на словах. Настольные ролевые игры курирует мастер, такой же есть и в текстовых: он определяет развитие сюжета и зачастую продумывает его на много ходов вперед.
К словесным ролевым играм относятся форумные ролевые, ролевые по электронной почте, "Вконтакте" и на других возможных платформах.
Живые
Наиболее понятные широкой публике, ролевые игры живого действия предполагают реальное, а не воображаемое, участие игроков. Эти игра также называют полевыми, по месту проведения. Восходят полевые ролевые к толкинистам и исторической реконструкции. Если увидите в лесу рыцаря в доспехах и с мечом, то это скорее всего не психопат, а ролевик. Сюжеты полевых игр могут варьироваться от Бородинского сражения до битвы при Хельмовой пади. Ролевики могут жить в лесах неделями и тратить на костюмы и декорации довольно много.
Компьютерные
Архитектуру, персонажа и сюжет в случае со всем известными компьютерными ролевыми продумывают создатели игры, поэтому и возможности роли сильно ограничены. Несмотря на то, что игровые вселенные виртуальны, отношения между игроками, как и в двух предыдущих случаях, вполне реальны. Компьютерные ролевые также обладают внутренней экономикой: в них можно вкладывать деньги для модернизации персонажа.

Словесные ролевые игры

– Шеф, стойте!
Альтаир оглянулся на своего секретаря, бежавшего по взлетно-посадочной полосе, и подслеповато сощурился от солнечных лучей, ласково скользнувших по лицу. Тепло этих мест издевательски оттеняло холодность их встречи. Лучше бы шел дождь или начался ураган, или чертово цунами стерло этот город с лица Земли. От неуместной и противной жары рубашка липла к телу.
– Что-то случилось? – префект шагнул навстречу помощнику и коротко пожал ему руку.
– У меня новые данные об уровне радиации в Токио, – начал было Лиго, но...


Итак, Вы только что прочитали фрагмент классического ролевого "поста" (словом "пост" обозначается один ход в игре, действия, совершенные одним из основных персонажей в краткий промежуток времени), он написан от третьего лица в настоящем времени, хотя возможны вариации: некоторые предпочитают первое или, бывает и такое, второе лицо. В "посте" герой должен совершать действия, рефлексировать по поводу собственных эмоций и каким-либо образом взаимодействовать с персонажем соигрока. Играют вдвоем, втроем, вчетвером и до бесконечности, зависит от размеров мира и игры. Некоторые ролевые группы насчитают тысячи участников, каждый из которых оказывает влияние на сюжет. Чаще всего в игре есть цель – например, устроить революцию, свергнуть короля, спасти принцессу или планету, стать главой мафии и так далее. Особенности характера каждого персонажа прописываются заранее.
Исследование групповой коммуникации ролевиков проведено Елизаветой Матухновой. В опросе принимало участие 84 человека, практикующих словесные ролевые игры.
Прелесть словесных ролевых игр в том, что мы можем позволить себе драконов, колонии на других планетах, любовь, которой не будет конца, доблестных рыцарей – давно ушедшие, ещё не наступившие и совершенно невозможные времена. Игра в данном случае ограничена только фантазией и возможностями литературного потенциала. Конструировать такие миры можно бесконечно, выбирая удобный уровень динамики – боевик с быстрой реакцией или медитативное и атмосферное погружение в выдумку. В ролевых океаны сапфирового цвета омывают космические станции, серебряные башни стремятся к небесам, а стоящие на балконах волшебники посылают народу прекрасные сны вместе с горьким привкусом вереска.
Некоторые представители ролевого сообщества согласились рассказать, почему они играют в текстовые ролевые и как это связано с настоящей литературой. Ради атмосферы и чтобы не нарушать негласных правил анонимности, они останутся под теми никами, которыми пользуются в ролевых играх.
Текстовые ролевые для вас это форма сублимации?
Harriet Wheeler
Текстовые ролевые для меня — это выплёскивание эмоций, какое-то выражение мыслей, попытка познать свой талант и, что главное, есть ли он вообще. Мне нравится, что в ролевых можно не быть собой, примерять на себя ситуации, в которых я никогда не окажусь — к сожалению или к счастью, это зависит от самой ситуации. Я не сказала бы, что это сублимация, потому что сублимация — в моём понимании — подразумевает некоторую степень недовольства своей жизнью. А я своей довольна, и ролевые — это просто попытка ненадолго убежать в другой мир, который не лучше и не хуже реального.
Михаил Горбовский
В ролевом очень многие строят себе отношения, прикрываясь маской выдуманного образа, которые переживают ярче, чем в реальной жизни. Кто-то уходит в ролевые игры как в эскапизм, в способ уйти от скучной обыденности — чаще всего такие люди вырастают из текстовых ролевых и уходят в настольные, кабинетные и полевые ролевые, они хоть и более ресурсозатратны, требуют определенного отрезка времени, за который ты успеваешь погрузиться в историю и потом вернуться к своим делам. В текстовых ролевых так не получается: это достаточно долгий процесс, отыгрыш одной истории может занимать месяцы и даже года, если пишете вы основательно и неторопливо. Все вышеперечисленные истории — не про меня. По крайней мере, я так долгое время считал. На самом деле, у любого ролевика, даже если у него все в порядке с "реалом", есть что-то, что ему не нравится во внешнем мире, и что он доигрывает здесь. Любая игра помимо самой игры подразумевает общение, хотя бы о сюжете. Когда вы прячетесь за фейковой страницей, никто не увидит, как вы заикаетесь от стеснения при знакомстве, как можете быть неинтересным собеседнику, как не знаете, о чем поговорить: над печатным текстом вы всегда можете подумать, спрятать одни эмоции и не стесняться других, играть на визуальном чувстве собеседника не своими природными данными, а подобранными в интернете картинками. Это подкупает. Ну и в моем случае, есть еще некоторая творческая сублимация. Я и до ролевых писал что-то для себя, в стол, но ощущение того, что у тебя есть читатель, хотя бы один, дает огромный стимул творческой жилке.
Геллерт Гриндевальд
В юном возрасте (12-18 лет), да, думаю, сублимация в чистом виде. Обычная жизнь либо была слишком скучной, либо слишком нервной в плане взаимоотношений с социумом. Нынешний свой подход к игре я бы таковым не назвал. Мне нравится описывать новые истории и миры. Теперь это форма творчества. Когда-то даже хотелось книгу написать (как и, думаю, многим ролевикам), но для этого дела нужен более серьёзный подход.
Вы переживаете реальные эмоции?
Harriet Wheeler
Всё зависит от игры. У меня был персонаж, которого бросила любовь всей его жизни, и я очень переживала за него, даже всплакнула немного. А был персонаж, которого мне пришлось убить. И я не испытала совсем ничего. Зависит от персонажа, от игры, от соигрока, от моего настроения, в конце концов. Наверное, 50/50 в общем получается. Но одно могу сказать точно — мои эмоции, если они противоположны тому, что испытывает персонаж, никак не влияют на его действия. Мои персонажи живут своей жизнью, и мне часто не нравятся их действия, но они иначе не могут, и я иначе не могу.
Михаил Горбовский
Да, но все-таки когда у меня болеет мама, я переживаю больше, чем если бы болела мама персонажа. Эмоции, которые я получаю здесь, сродни тем, которые получают от сочувствия книжному или киношному персонажу. Здесь они, правда, усиливаются вовлеченностью в процесс — представьте, вы могли бы влиять на то, получится у Гарри украсть крестраж или нет —, ожиданием ответа соигроков (похоже на ожидание серий "Игры престолов", только эпизоды могут выходить по три раз в день, а могут раз в месяц), и личным отношением с соигроками: если я играю не с одним человеком, а с компанией, и сюжет сведет меня с какой-нибудь несимпатичной мне личностью, игра мне резко перестает нравиться.
Геллерт Гриндевальд
Если это быстрая игра (не один огромный пост на три вордовских листа в месяц), то, конечно, да. Эмоции совершенно реальны. Иногда, если происходит что-то приятное, замираю от переизбытка чувств. Или, если эпизод печальный, сопереживаю персонажу.
Сколько времени в день Вы проводите за игрой?
Harriet Wheeler
Сейчас — очень мало. Я могу писать по посту в месяц, на один пост у меня уходит около 2 часов, это если с перерывами. Раньше я круглосуточно почти торчала в ролевых, писала посты и с телефона, и с планшета, и даже от руки, сидя на паре. Сейчас немного другие приоритеты, времени стало меньше, работы в реале — больше, поэтому я лишь изредка выкраиваю время на посты. И, признаться честно, того "запала молодости" уже почти нет. Писать хочется обстоятельно, красиво, вкладывая душу, а это требует сил и времени. Так что мало я провожу времени, мало.
Михаил Горбовский
Я обычно пишу большие посты, над которыми мне надо долго думать, так что две страницы ворда занимают около 3х часов. Это фактически все мое свободное время за день, поэтому приходится унимать свои писательские способности. К сожалению или к счастью — на усмотрение потенциального читателя.
Геллерт Гриндевальд
Время в игре не фиксировано. У меня есть соигроки, которым я должен "простыни" и их я отписываю, получив порцию вдохновения. Есть любимый соигрок, с которым игру мы можем состряпать за две секунды из ничего и играть целый день.
Могли бы Вы от этого отказаться?
Harriet Wheeler
Если бы этот вопрос мне задали 4 года назад, я бы сразу ответила "нет". Сейчас, когда и количество игр уменьшилось, и времени стало меньше, то я могу подолгу не писать, и мне нормально. Раньше ролевые для меня были способом найти друзей, общаться с новыми людьми, поэтому я очень долго торчала ВК, писала по 5 постов в день... А сейчас все друзья, которых я нашла благодаря ролевым, превратились в моих друзей в реале, так что, наверное, если бы приспичило, я бы спокойно отказалась от игры. Но обязательно бы вернулась.
Михаил Горбовский
Думаю, да, и достаточно легко. Я уже отказался от игр в компаниях — остались только игры тет-а-тет с одним человеком, который знает меня в реальной жизни, поэтому все "сублимационные" функции ролевых ушли и осталась только потребность в творчестве, которая созрела оформиться во что-то физически осязаемое, например, книгу. Очень тщеславно, конечно, но рост в этом направлении видится именно таким.
Геллерт Гриндевальд
Никогда бы от этого не отказался.
Словесные ролевые игры – это не только "придумывание" новой реальности, настоящие эмоции, опыт и друзья, но и сообщество, в котором – как и в любом другом – можно завести врагов, устраивать распри, участвовать в дискуссиях и влюбляться. В этом плане словесные ролевые ничем не отличаются от других форм сублимаций и хобби. Как и для героев фильма "Начало", для ролевиков всегда важно помнить: это только сон, но где-то там есть живая, яркая реальность, в которой тоже можно любить и ненавидеть. Может быть, вместо драконов там самолеты, но они тоже летают, и закаты, которые можно встретить в воздухе, в любом случае будут ярче слов – даже самых красивых.
Полевые ролевые игры

Ролевые игры живого действия – целая театрализованная постановка. Игроки готовят костюмы, тщательно изучая фасоны, ткани и моду нужного им столетия, меняют свою внешность с помощью париков и макияжа, учатся говорить в соответствии со временем и всячески вживаются в роль, как настоящие актеры. Многие из ролевиков умеют скакать на лошади, фехтовать, стрелять из лука или играть на арфе – подобные навыки облегчают погружение в игру. Менестрели, поющие при королевских дворах, становятся настоящими бардами (например, известный исполнитель "Канцлер Ги" играет в полевые ролевые и очень популярен среди ролевиков).
Фантастические эпопеи вроде "Игры Престолов" или "Властелина колец" – завидный простор для полевых игр. Конечно, с драконами и Мордором дела обстоят сложновато, но ничего, ребята справляются, превращая на недели и месяцы обычные леса и равнины в прославленные Семь Королевств или Гондор. Кроме очевидного удовольствия перевоплощения, полевые ролевые – это ещё и источник информации и просвещения. Есть такие ролевики, которые штудируют историческую базу выбранной эпохи крайне тщательно, а есть и те, кто готов за большие деньги покупать для Бородинского сражения реальное обмундирование армий 1812 года.

Игры переносят тебя в другое время и пространство, и это дает тебе шанс не просто примерить новую маску, но и взглянуть на обыденные вещи свежим взглядом, не затуманенным повседневными заботами. Работа, падения и взлеты твоего персонажа становится игрой для тебя. Ты не будешь переживать из-за болезни персонажа, смерти близких персонажа, из-за того, что он впал в немилость или потерял все деньги. Ты будешь искать выход, а поиск станет приключением. Заработав, ты пойдёшь тратить, и это тоже станет приключением. Победив, ты пойдёшь на новые земли, и это тоже станет приключением. Мысль понята - любые, самые обычные дела могут стать для тебя приключением. И на игре ты к ним готов, ты их ждёшь, и они действительно случаются. И именно на них ты готов тратить своё время. Так, у тебя меняются приоритеты, и это заряжает вдохновением.

За каждый день игры ты успеваешь стать участником множества событий, и это придаёт дню осмысленность. На полевых играх ты успеваешь обойти мир целиком, можешь стать кем угодно - нужно желание и план, можешь мыслить масштабно. На относительно небольшом клочке земли кипит политическая, экономическая и социальная жизнь, и ты волен быть её активным участником. За такими возможностями определённо стоит ехать.

Ксения Фролова, участник полевых ролевых игр

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

В. Высоцкий

Литература подарила нам миллионы миров и ещё больше персонажей. Мы сублимируем всегда: даже читая об увядании дворянских усадеб, переживаем чужие судьбы как свою собственную, что уж говорить об эмоциональной карусели подвигов и свершений. Когда на полевых ролевых жгут костры, запах пламени и пепла всегда настоящий. Но если твоего персонажа вдруг убили, ты сам не умрешь, только отправишься в палатку и будешь весело болтать с друзьями. В этом прелесть любой игры – она имеет свойство заканчиваться, и финал у нее всегда счастливый, потому что приезжая домой в прокуренных рубашках и дублетах, ты ставишь чайник, включаешь телевизор и пишешь смски: "Ванька, не обольщайся, в этом раунде ты стал королем, но в следующий раз я сброшу тебя с лошади, обещаю. Кстати, как насчет кофе сегодня вечером?".