Алёна Постовалова
«Русскость» балета: история бренда страны

«Балет классический, который существует сегодня во всём мире, которым все хвастаются и очень любят, есть только „русский“.

Это продукт Российской Империи».


Народный артист, ректор академии русского балета им. А.​ Я. Вагановой Николай Цискаридзе

Балет называют брендом России, визитной карточкой нашей культуры. Однако его история уходит корнями глубоко в Европу. Сегодня расскажем вам историю отечественного балета и каким образом он стал «впереди планеты всей».
Балет зародился в Италии XV века на придворных празднествах. Это были танцевальные зарисовки, которые не были связаны между собой сюжетно и всего лишь дополняли основную программу. Столетие спустя хореографические этюды начали вставлять в грандиозные постановки, как сказали бы мы сегодня – «шоу».
В XVII веке балет активно развивался при дворе французского короля Людовика XIV. Историки говорят, что правитель сам участвовал в этих спектаклях. В 1661 году он учредил Королевскую академию музыки и танца, а вскоре основал Парижскую оперу с постоянной балетной труппой, состоящей только из мужчин. Женщины начнут участие в постановках только спустя 20 лет. Учитель танцев Королевской академии позже издал труд, где описал пять основных позиций классического танца.

Людовик XIV в роли Солнца в «Балете ночи»

В России танец существовал и до появления балета. Народный фольклор включал в себя традиционную пляску. И как писала балетовед В. М. Красовская: «Его [фольклора – авт.] древние формы зародились в процессе практической трудовой деятельности народа». При этом танцы сопровождались песней. Это делало пляску содержательной и эмоциональной.
Первый же балетный спектакль, как считают исследователи, был показан 8 февраля 1673 года в селе Преображенском. По приказу царя за семь дней подготовили представление «Об Орфее и Эвридике». В этот период государство начало активно налаживать экономические, политические и культурные связи с Европой, интерес к театру также возрастал, а балет привлекал яркостью, богатством костюмов и пышностью декораций. Тогда спектакли ещё включали не один вид искусства: танцы и пантомима сменяли вокальные арии и драматические сцены. Поэтому зрелище было универсальным, на любой вкус. Есть сведения о том, что было поставлено ещё несколько подобных представлений. Однако дальнейшего развития искусство не получило, и после смерти Алексея Михайловича постановки прекратились.
XVIII век
1718 год
Пётр I учредил ассамблеи, где бальные танцы стали обязательным атрибутом. Император обязал дворянство посещать эти собрания, поэтому они активно и срочно осваивали новое искусство. Вскоре в каждой семье одним из учителей также стал танцмейстер.
Следом
Император ввёл обучение танцевальному искусству как обязательный предмет в казённые учебные учреждения.
1734 год
В Шляхетский сухопутный кадетский корпус из Франции пригласили учителя танцев Жана Батиста Ланде. Под его руководством студенты участвовали в придворных спектаклях и в качестве кордебалета – у иностранных солистов.
1738 год
Императрица Анна Иоановна, внимая просьбам Ланде, учредила «Танцовальную Ея Императорского Величества школу».
Сейчас это Академия русского балета им. А. Я. Вагановой.
Конец 50-х годов
Работа в России австрийского хореографа Франца Гильфердинга, который сумел успешно отделить балет от оперы и драмы.
1759 год
Первая балетная труппа из учеников Ланде представила публике балет-драму «Прибежище добродетели» в честь победы над Пруссией при Франкфурте.
Либретто к этому спектаклю написал поэт, драмматург и литературный критик А. П. Сумароков. Знаменательно, что это этап в развитии, когда балет отделяется от других искусств как самостоятельный сюжетный жанр. И при этом историю сочинил русский писатель, на русском языке. Так сюжетный балет утвердился в России на 20 лет раньше, чем в Европе.

Лосенко А. П.
Портрет А. П. Сумарокова
Источник: https://rusmuseumvrm.ru
1769
Опубликована работа искусствоведа, члена Академии наук
Я. Я. Штелина «Известия об искусстве танца и балетах в России». Он одним из первых отметил особенность русского балета, которая заключалась в концентрации на театральности.
1773
В Воспитательном доме в Москве, куда принимали сирот и подкидышей, открыли сцену. Там детей обучали танцевальному искусству. Через 11 лет балетную школу Воспитательного дома взял под покровительство Петровский театр. С этого момента ведёт свою историю Большой театр России.
1783
Екатерина II провела большую театральную реформу. Указ изменил целевую аудиторию театров: теперь они давали концерты для всех (а не только при дворе) за установленную плату.
1783
Открылось здание Большого (Каменного театра) на месте современной Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Указом императрицы за ним закрепилась русская оперно-балетная труппа и давала спектакли наравне с итальянской, французской и немецкой.
1790
Вышел «Танцовальный словарь, содержащий в себе историю, правила и основания танцовального искусства,
с критическими размышлениями и любопытными анекдотами, относящимися к «древним и новым танцам».
В нём появляется определение балету: «Театральное действие, представляемое танцеванием и пляскою, которое всегда соединено с музыкой».
Таким образом, к началу следующего столетия балет полностью сформировался как самостоятельный жанр. При этом исследователи уже начали замечать отличия от зарубежного искусства. Русские артисты учили исключительно иноземное исполнение, однако ни одному хореографу не удалось искоренить национальную самобытность. И танцовщики, и публика привыкли к эмоциональности в танцах, поэтому часто иностранные реформаторы находили опору для совершенствования искусства именно в России.
Даже Пётр I на ассамблеях часто исполнял немецкий «Гроссфатер» на свой манер. Царь мог дать отмашку музыкантам, чтобы они ускорили темп в несколько раз, так получался своеобразный весёлый галоп.
XIX век

Этот период в истории балета известен в мире легендарными именами хореографов, танцовщиков и танцовщиц. Нестабильная политическая обстановка в Европе в начале века привела к тому, что балет Российской империи обособился. И когда позже за рубежом жанр входил в состояние кризиса, в Петербурге – расцветал.

Отказ от иностранных балетмейстеров на рубеже веков потребовал отечественных специалистов. Роль главного хореографа принял на себя выпускник петербургской школы Иван Иванович Вальберх. Вдохновлённый новым тогда сентиментализмом, он начал внедрять его в балетное искусство. Фокус внимания сместился на переживания героя. Вальберх стремился вызвать сочувствие и умиление у зрителей, способствовать исправлению дурных нравов. Сам он называл произведения «нравственными балетами». Исследователи, однако, считают, что пантомима в спектакле была поставлена выше хореографии, что могло быть существенным недостатком.

И. И. Вальберх
Миниатюра работы неизвестного художника
Искточник: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
С началом новой временной эпохи, приходит начало её и в балете. В 1801 году, в Петербург прибыл французский балетмейстер Шарль Луи Дидло. Он сразу же начал руководство школой, одновременно изучая русских артиста и зрителей. Уже через год он представил балет «Аполлон и Дафна». В целом Дидло предпочитал мифологические сюжеты, историко-бытовую тему он оставил для воплощения Вальберху, продолжавшему работу. В спектаклях Дидло отражались идеи французского реформатора балета Жан-Жоржа Новерра. Он настаивал на:
  • отделении балета от оперы и драмы
  • смене костюмов на более лёгкие и удобные
  • замен тяжёлых башмаков мягкими туфлями
  • отказ от масок на лице и много другое.

Пьер-Луи Греведон. Шарль-Луи Дидло. 1840
Источник: https://dzen.ru/a/Yj21-7xMUFo7myGW
Женский танец в спектакле Дидло был мягким и изящным, артистки двигались на очень высоких полупальцах, имитируя полёт. Руки стали основой передачи чувств, ведь теперь им не мешали объёмные рукава костюма. Мужской танец отличался высокими прыжками, вращениями на полу и в воздухе и в целом был очень техничным. Девушки уже не были в роли украшения для танцовщиков-мужчин, хотя и занимали пока второе место по значимости на сцене.
В 1803 году в Петербурге опубликовали книгу Новерра «Письма о танце». У журналистов и писателей книга нашла отклик. С неё началось развитие русской балетной критики. Одни из первых публикаций были в журнале «Вестник Европы». Александр Иванович Тургенев написал серию статей на тему хореографии: «О плясанье и танцах», «О балете», «О танцевальном искусстве». В них автор рассуждал о месте балета среди других искусств, о соотношении танца и пантомимы, о мастерстве хореографа и артистов.
Ж. Ж. Новерр
Источник: old.nlrs.ru
Дидло проработал до 1811 года, и из-за напряжённых отношений России с Францией был вынужден уехать. Однако, вернувшись в Петербург через 5 лет, он ещё больше модернизировал балет. Теперь он хотел использовать в спектаклях литературные и исторические темы, всё больше обращался к чертам романтизма. Он ставил и комические балеты, но вошёл в историю, прежде всего, как автор драматических сюжетов. В этом периоде Дидло сделал ставку на кордебалет, который контрастировал с сольным исполнением и ещё лучше выделял его.

Публика ценила эти постановки. Пушкин утверждал:
«Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной. Один из наших романтических писателей находил в них гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе».
Под этим романтическим писателем Пушкин подразумевал себя.

Петербургские периоды работы Дидло подарили миру имена виртуозных танцовщиц, которых воспевали писатели. Н. М. Карамзин написал эллегию на смерть любимицы поэтов и зрителей – семнадцатилетней Марии Даниловой. А Пушкин создал, как утверждают балетоведы, точный портрет Авдотьи Истоминой в первой главе «Евгения Онегина»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Истомина показала верх мастерства в балете «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность», который успешно воссоздал в Петербурге Михайловский театр.

Дидло тоже вдохновлялся произведениями русских писателей. В 1823 году он поставил спектакль «Кавказский пленник, или Тень невесты», а вскоре позаимствовал идею начинающего тогда в Москве хореографа, своего ученика Адама Глушковского. Так появился балет «Руслан и Людмила».

Федор Иордан. Портрет Авдотьи Истоминой в роли Флоры из балета Шарля Луи Дидло «Зефир и Флора». 1825
Источник: Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Тщетная предосторожность, Михайловский театр. Источник: https://mikhailovsky.ru
С приходом к власти Николая I начался период борьбы с вольномыслием. Быстро развившийся балет начал переживать период застоя. Велением правительства из-за границы периодически выписывали балетмейстеров, что не приводило к желанному триумфу.
Однако с этого периода начались перемены в использовании сюжетов. От мифов и литературы хореографы повернулись к операм, где музыка занимала главенствующие позиции. Русские композиторы подхватили эту тенденцию. Михаил Иванович Глинка создал произведения «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

Борель П. Ф,
Портрет М. И. Глинки
Источник: https://rusmuseumvrm.ru
Русский писатель Николай Васильевич Гоголь писал об этом периоде:
«Обстановка балетов великолепна. Дирекция не жалеет никаких с своей стороны средств, и вряд ли где так богато ставятся балеты, как в Петербурге. Нужно только пожелать, чтобы артисты умели пользоваться теми средствами, которые предлагают им».
В афишах того периода фигурировали имена иностранных балерин. Публика часто с трудом отпускала их после окончания русского творческого периода. Вместе с ними пришёл из-за рубежа романтизм. Его представителями в Петербурге стали хореограф Филипп Тальони и его дочь, танцовщица Мария Тальони (портреты представлены ниже). Они оставили нам в наследство «Сильфиду» и подготовили зрителей к «Жизели», приехавшей из Парижа для постановки в России в 1842 году.
В 1860-х годах балет снова переживал эпоху застоя. Ожидание реформ, отмена крепостного права мало касались балетного театра. Он остался искусством привилегированной верхушки и был изолирован от современных реалистических тенденций. Деятели того периода стремились отвлечь от насущных проблем, и постановки стали больше напоминать маскарады.
В 1869 году место главного балетмейстера занял Мариус Иванович Петипа. Он уже несколько лет жил и танцевал в Петербурге. Теперь его творческая натура сосредоточилась на постановках. Петипа глубоко погрузился в изучение успешных произведений его предшественников. Он определил правила драматургии, сценического рисунка и, самое главное, хореографической формы. Основываясь на собственных выводах, балетмейстер настаивал на многоактных балетах, чтобы действие раскрывалось постепенно и последовательно. При этом позволял и некоторые отступления от формулы: мог вставить в канонический сюжет комедийные ситуации или борьбу характеров и интересов.

Мариус Петипа
Источник: https://www.rsl.ru
С музыкой у Петипа были особенные отношения. Он считал, что музыкальные формы подобны танцевальным. Поэтому хореограф стремился движением отобразить все сюжетные повороты музыкального произведения. Не случайно после встречи с композиторами-симфонистами Чайковским и Глазуновым образовывалиья продуктивные творческие союзы. Петипа проработал до 1903 оставил богатое наследие. Его руке принадлежат «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда», «Баядерка». Также он сохранил и обогатил достижения его предшественников: «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Пахиту», «Эсмеральду», «Копеллию», «Корсар» и другие.
В это время в Европе балет превратился в простое эстрадное зрелище. В нём не было места для глубокой по драматургии симфонической музыки. Исследование внутреннего мира человека исчезло из постановок, танец снова стал лишь украшением. Поэтому «Русские сезоны» Дягилева в начале XX века стали для зарубежья буквально глотком свежего воздуха. Балетный театр, пришедший из Франции и Италии, не только сохранил традиции двух предыдущих столетий, но и посмотрел на них с позиции современности, добавив новое видение. Артисты ещё в XVIII веке привнесли чувственность народной пляски, обучаясь иноземной технике. Произведения русской литературы и музыки стали опорой в развитии в XIX столетии. Так и родился «русский балет».