полина симонова
«Сохрани мою речь…»
О том, как музыканты и современные деятели искусства сохраняют наследие О. Мандельштама
Взаимодействие литературы и музыки на протяжении многих веков вызывало интерес, порождало всё новые и новые связи в искусстве. С давних времен люди научились грамотно связывать две эти области человеческой деятельности, даря миру великолепные музыкальные и поэтические произведения. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Попробуем провести аналогии и разобраться в том, почему в современном мире талантливые музыканты всё чаще обращаются к поэтическому творчеству своих великих предшественников.
Осип Эмильевич Мандельштам, вероятно, знаком многим благодаря нелегкой жизни и своему творчеству. Трагедия начинается с 1933 года, в котором поэт читает свои стихи, критиковавшие большевиков и, в частности, Иосифа Сталина. «Мы живем, под собою не чуя страны…» не вызывает одобрения со стороны власти после того, как на Мандельштама доносит кто-то из его знакомых. И причина для доноса была нешуточная, ведь о Сталине поэт написал:

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
Действительно, вероятность того, что вождю понравились бы такие стихи, предельно мала. В результате поэт начинает подвергаться постоянным гонениям. Менее чем через год его увозят в Чердынь, где Осип Эмильевич пытается выброситься из окна, после чего супруга, Надежда Хазина, начинает предпринимать всё, чтобы спасти мужа. Эту храбрую и любящую всем сердцем женщину можно назвать ангелом-хранителем Мандельштама, ведь она писала в разные инстанции, описывала положение дел друзьям и знакомым, не боясь ничего. Это подействовало, и вскоре Осип Эмильевич возвращается домой. С каждым днем положение поэта становится всё сложнее и сложнее, 1 мая 1938 его снова арестовывают, а 2 мая приговаривают к пяти годам заключения в лагере. Сердце Мандельштама не выдерживает, и он умирает. Советская система не могла допустить сохранения его произведений, поэтому все рукописи, которые только можно было найти, нещадно уничтожались. Вся поэзия этого замечательного поэта, которую мы можем читать сейчас, сохранилась благодаря его жене, Надежде Яковлевне. Она знала многие стихи наизусть, а рукописи перевезла в надежное место.

В интервью с Надеждой Мандельштам, записанном в 1977 году на ленту магнитофона, Элизабет Де Мони, один малоизвестный интервьюер, спросила: «На то, чтобы спасти произведения вашего мужа, ушло почти 40 лет вашей жизни. Ощущаете ли вы удовлетворение от того, что труд вашей жизни завершен?». На что Надежда Яковлевна ответила: «И да, и нет. Я отдала жизнь на это. Это было очень трудно. И теперь я чувствую себя совершенно опустошенной».

Эта история серьезно повлияла на одного современного талантливого музыканта Ивана Алексеева, который стал известен благодаря группе «Noize MC». Он написал песню «Сохрани мою речь» по одноименному стихотворению Осипа Эмильевича. Главной темой стихотворения является мысль о наследии, которое останется после смерти автора. Лирический герой готов на всё, чтобы сохранить свою «речь»:


Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи—
Как нацелясь на смерть городки зашибают в саду,—
Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе
И для казни петровской в лесу топорище найду.

Музыкант Иван Алексеев, оставив только первое четверостишие, создает свою интерпретацию, вложив в текст большой смысл. Самые тяжелые и проникновенные строчки – отсылка к жене Мандельштама, Надежде Яковлевне:

Сохрани все то, что только ты одна сможешь сберечь,
Пока ты есть — эту рукопись им не сжечь
Не возьмет ни костер, ни печь, меня уже не сохранить,
Храни мою речь!

Можно сказать, что эта песня – не только авторское «я», но и некий долг перед слушателями. С помощью этой композиции многие люди начинали свой путь познания литературы, ведь связь музыки и поэзии крепка.

Песня Ивана Алексеева является саундтреком к одноименному фильму о биографии Осипа Эмильевича. Режиссеру Роману Либерову благодаря участию Виктора Сухорукова, Инны Чуриковой, Чулпан Хаматовой и Евгения Стеблова удалось получить хорошую работу. Это уникальный документальный проект, в котором традиционная хроника уступает место анимации, кукольному театру и компьютерной графике.

«Посмотрев этот фильм, вы наконец-то узнаете, что наша земля рожала гениальных людей», – побуждает к просмотру Виктор Сухоруков.

«Ленинград» – еще одно стихотворение Осипа Мандельштама, в котором автор говорит о том, что несмотря на все трудности и невзгоды, он любит Петербург, ведь это город его детства. Настроение стихотворения угнетенное и подавленное, поскольку по возвращении с Кавказа в Петербург (в 1930 году) Мандельштам узнает, что новая власть жить ему спокойно не даст, ведь уже есть адреса, по которым можно найти «мертвецов голоса». Но несмотря на страх и опаску, поэт очень ждет этой поездки, поэтому и пишет данное произведение:

Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Многие талантливые музыканты и артисты прониклись «Ленинградом». Так, Алла Пугачева попыталась по-своему отразить главную мысль стихотворения, наложив его на музыку. Исполнение песни не получилось достаточно чувственным, складывается ощущение недосказанности. Произведение на стихи Мандельштама Пугачева посвятила ленинградской певице Лидии Клемент, которая рано ушла из жизни. Ее часто сравнивают с яркой кометой на небосклоне советской эстрады, которая пролетела и быстро угасла. Но даже за то недолгое время, что ей было отпущено, она смогла стать любимицей многих, настоящим достоянием Ленинграда, ее родного города, который ей, как и Мандельштаму, «знаком до слез» и «детских припухлых желез».
Исполнение А. Пугачевой произведения О. Мандельштама
В мужском исполнении произведение Мандельштама звучит более выразительно и трагично. Так, Константин Райкин, народный артист России, смог понять все те противоречия, которые мучили самого поэта: он возвращается в любимый и с детства знакомый город, но Ленинград уже изменился. Желто-черная давящая цветовая гамма, постоянное упоминание о смерти создают атмосферу угнетенную, подавленную. Автор не случайно использует большое количество метафор («рыбий жир Ленинградских речных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «кандалы цепочек дверных»), поскольку с помощью них можно определить настроение стихотворения и увидеть детальный потрет Ленинграда времен постоянных арестов. Мандельштам полон тревоги и опаски («…жду гостей дорогих…»), но отказаться от теплых чувств к любимому Ленинграду герой не готов.
«Помоги, Господь…» – еще одно стихотворение Осипа Эмильевича, написанное в январе 1931 года. Оно представляет собой трехстишье, которое больше похоже на просительную молитву. Несмотря на величину произведения, его можно назвать полноценным, наполненным стихотворением. В нем Осип Эмильевич будто предсказывает свою судьбу: «В Петербурге жить, словно спать в гробу». Но несмотря на это Мандельштам считал, что смерть сама по себе не страшна и не трагична, она – не случайность, а некий последний творческий акт.

Лариса Герштейн, израильская политическая и общественная активистка, основатель фонда Булата Окуджавы в Израиле, исполнила композицию «Помоги, Господь…», взяв за основу романс Юрия Эдельштейна и стихи Осипа Мандельштама.

Помоги, Господь, эту ночь прожить,
Я за жизнь боюсь, за твою рабу...
В Петербурге жить — словно спать в гробу.
Стихи Мандельштама живы до тех пор, пока кто-то читает их, пока люди видят в них смысл, пока есть те, кто остаются неравнодушными к поэзии человека, который прошел через многие жизненные перипетии и прошел их достойно. А музыканты, в свою очередь, дают стихам вторую жизнь, помогая им найти своего читателя. В этом и есть неразрывная связь музыки и литературы.