Интерактивное кино
Моя игра в Bandersnatch заканчивается словами Стефана у психолога: «Я пытался дать игроку слишком большой выбор, а потом взял и все переделал. Теперь у него есть иллюзия свободной воли, но, на самом деле, я диктую историю». Ни одна киноформа так жестоко и честно не заявляет свой манифест. Интерактивный фильм высмеивает детерминизм. Это стеб над тем, что люди могут контролировать судьбу, или что жизнь полна разнообразности и сложности, хотя все сводится к одному итогу – дело только во времени.
Именно с таким заявлением вошел в мир чехословацкий фильм «Киноавтомат» (1967) Радуза Чинчера. Он первым придумал сыграть с кинозрителем в интерактивную игру. В один момент фильм останавливался, на сцене кинозала появлялся модератор, чтобы попросить публику выбрать одну из двух сцен, которой продолжился бы фильм. После голосования выбранная сцена воспроизводилась. Идея фильма в том, что какой бы сюжет зрители не выбрали, все пути ведут к пылающей квартире главного героя, Петра Новака. По замыслу режиссера, фильм «Киноавтомат» – это сатира на демократию.
Такой формат «не прижился» в мировом кинематографе, хотя голливудские студии стремились выкупить лицензию на технологии, но концепция «Киноавтомата» принадлежала коммунистическому правительству, и у них ничего не вышло. Фильм не смог завоевать киноиндустрию, но зато стал прародителем компьютерных игр. Теперь в интерактивном мире много развлечения и совсем мало смысла.