Екатерина безручко
Спирали судьбы
Ходить по кругу – злое заклятие или стадия развития? Кто
из литературных героев возвращается в начальную точку
и безнадежен ли он? В материале рассмотрены 5 книг,
в которых герои с возвращением становятся духовно сильнее
Что такое теория спиральной динамики развития?
Теория спиральной динамики развития широко известна: отдельная личность и человечество в целом развиваются по заданной спиральной траектории, проходя уровень за уровнем. Это путь и возвращения, и развития, когда человек, с одной стороны, вернулся в исходную точку, с другой встал уже на новый виток спирали с новыми испытаниями, опытом и жизненными уроками.
Теория разработана американским психологом Клэром Грэйвзом в 70-х годах XX века. Он изучал смену ценностей в обществе и искал ответ на вопрос: «Почему все так происходит»?

Она выросла из экспериментов ученого с группами студентов. Каждой группе он предлагал выдвинуть определенную идею и защитить ее, после студенты обменивались мнениями, снова защищали свои концепции. Так происходило несколько раз по кругу.

Грэйвз заметил, что с каждой новой защитой студенты перестраивали свое поведение: они преодолели состояние «жертвы», рисковали своими принципами, чтобы достичь желаемого, реализовывались за счет других и в конце концов старались утвердиться за счет собственных сил: то есть двигались по условной спирали.

Наблюдения помогли сформулировать теорию спиральной динамики развития: Грейвз предположил, что развитие происходит по восьми различным цветовым уровням. Каждому цветовому уровню свойственны определенные модели мышления, общения и взаимодействия людей.
Бежевый
Начальный уровень ученый назвал «выживанием»: на этом этапе у человека на первом месте стоят инстинктивные желания, стремление удовлетворить физические потребности. Социальная организация этапа представлена небольшими племенными группами, в которых практически отсутствует этика. В современном мире ярким тому примером являются новорожденные и очень пожилые люди. Чтобы перейти на новый уровень, человеку необходимо признать в себе личность.
Фиолетовый
Второй уровень спиральной динамики — «Духи предков». Фиолетовый цвет соответствует племенному мышлению, когда человек стремится к социальной стабильности. Он не понимает множества происходящих вокруг него процессов, поэтому старается защититься от них. Для него жизнь в племени является единственной правильной и безопасной формой существования.
Красный
«Боги силы»: на этом уровне проявляется индивидуализм человека, чаще всего в грубой форме (авторитаризм, рабовладельчество). Власть принадлежит одному лидеру, который убежден, что практически все люди ленивы, поэтому их нужно принуждать к работе. На этом уровне правда «за сильным».
Синий
«Сила правды»: человек начинает осознавать, что жизнь состоит не только из удовольствий, что существуют определенные правила, которые помогают долго и мирно прожить на земле. У людей на данном уровне развития преобладает патриотическое и религиозное мышление: они готовы жертвовать во имя высшей цели.
Оранжевый
Пятый уровень называется «Жажда успеха»: на этом этапе человек пытается постичь тайны мира, чтобы овладеть им. Распространено утверждение, что вершин достигает только тот, кто этого действительно заслужил. Но есть проблема в том, что оранжевый уровень — это тот же красный, просто перешедший на более высокую ступень развития и, тем не менее, остающийся уровнем крайнего индивидуализма, со всеми вытекающими последствиями в плане потребительского отношения к другим людям и к окружающей среде.
Зеленый
«Круговая»: здесь главными ценностями для человека становятся отношения с другими людьми, а также с внутренним «Я». На этом этапе люди меньше заботятся о материальных потребностях и власти, желая испытывать любовь и ощущать внимание со стороны других людей.
Желтый
Грейвз утверждает, что именно на этом этапе человек становится общественным индивидуумом и теряет свою конкурентность. Он начинает системно выстраивать мир, используя знания, накопленные в предыдущих уровнях развития.
Бирюзовый
Синергетическое мышление: человек способен увидеть недостатки предыдущих уровней и интегрировать их в единое целое. Это объединение человечества в единое духовное целое с ориентацией на такие приоритеты, как забота об окружающем мире, простота жизни и уважение к людям, находящимся на любом уровне. Те, кто находится на этом уровне, стремятся стать частью единой системы взаимосвязей, которую образуют все формы жизни.
Сейчас теорию спиральной динамики развития применяют
в бизнесе, маркетинге, образовании, политике.
Можно ли включить сюда литературное поле?
Герой художественного произведения – такой же человек, только вымышленный. Это прототип, который поступает по всем понятным законам логики, действует по интуиции и мог бы спокойно жить в одном обществе с современным homo sapiens sapiens, если бы его можно было оживить.

Со школьной скамьи мы привыкли рассматривать литературных героев как тех, кто с первой и до последней страницы проходит путь развития, дорогу от критических взглядов жизни до полного принятия и понимания своего предназначения. Однако их возвращение в исходную точку нередко признают деградацией. Но даже это «хождение по кругу» может стать этапом развития, если двигаться по спирали.
КТО ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ ДЕМОНСТРИРУЕТ РАБОТУ СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ?
Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А.С. Пушкина
Казалось бы, все просто: любовная драма, которая не имеет счастливого конца. Но кульминационный финал, где Онегин признается Татьяне в своих сильных чувствах, и есть свидетельство развития главного героя. Его трехлетнее странствие
по России пошло ему на пользу: за это время произошла переоценка ценностей, изменился взгляд на мир, а в душе проснулся интерес
к жизни. Поэтому его способность полюбить Татьяну, воплощающую идеал духовной высоты, символизирует новый этап внутреннего развития героя.

Если рассматривать Онегина в системе спиральной динамики развития, то не трудно заметить, что герой в начале произведения находится на оранжевой дуге спирали: он пытается что-то искать, познать какую-то истину, много читает, образован, но при этом он индивидуалист, желающий получить все и сразу. От скуки он заигрывает с Ольгой, будущей женой Ленского, что стало причиной смертельной дуэли для приятеля Евгения.

Но в конце мы видим другого Евгения, способного на чувства, на жертву. Он выходит на «круговую», чтобы выстроить новые отношения с миром и самим собой.
Илья Ильич Обломов из романа
И.А. Гончарова
Кто не помнит о «героическом» возвращении Обломова
в конце книги к любимому домашнему халату и теплым тапочкам – символам «обломовщины»! Со стороны прогрессивного Штольца (лучшего друга героя), который пытался всеми силами достать из Обломова то самое живое, которое бы возродило к активной и насыщенной жизни, наподобие жизни Андрея, это возвращение
к лежанию на диване означает полную деградацию, отсутствие какой-либо надежды на «восстание из мертвых».

Но этот взгляд очень однобокий, ведь мы забываем, что
у Обломова появилась семья – любящая его жена и сын – знак продолжения рода. С Агафьей Матвеевной он обретает гармонию, то самое счастье, Обломовку, которая ему неоднократно снилась. Эта героиня, в отличие от свободолюбивой Ольги, приняла Илью Ильича таким, какой он есть, и если хотела его изменить, то делала это ненавязчиво, со всей осторожностью.
Безусловно, Обломов вернулся в ту точку, с которой все началось, но с новой духовной составляющей его личности.

Точкой отсчета внутреннего развития Обломова можно считать фиолетовый уровень, когда герой стремится защититься от внешних событий, которых не понимает и боится. Поэтому в его снах появляется Обломовка, а в жизни – мечта ее воссоздать. С Агафьей Матвеевной «земной рай» героя становится реальным. Он жертвует собой ради истины, порядка, ради своей новой семьи. Это явный признак синей дуги спирали Грейвза, на которую поднимается Обломов.
Григорий Мелехов из романа-эпопеи М. А. Шолохова
«Тихий Дон»
На образе «черного солнца», вставшего над головой Григория после гибели возлюбленной Аксиньи, не заканчивается роман донского писателя. Финальной сценой произведения становится возвращение героя в родной хутор,
где он встречает своего сына Мишеньку. Перед читателем рисуется библейский образ мужчины
с ребенком на пороге дома – залог продолжения жизни через преодоление страданий и горя утраты.

«Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Пустота в сердце героя не исчезнет, но он вложит все свои душевные силы в воспитание сына. Для него это единственная возможность начать новую жизнь с новыми целями и новыми планами.

Размышляя о пути, который прошел Григорий Мелехов, заметно, что его крайне противоречивый характер сочетается с покорностью словам отца. Он любит Аксинью, но женится на Наталье, потому что так твердит отец. Герой вобрал в себя все лучшие качества из предыдущих четырех уровней. Читатель знакомится с ним момент, когда духовно он уже на оранжевом, пятом уровне, в поиске себя. Но благодаря жизненным испытаниям, он становится на ступень выше (зеленый уровень) и хочет посвятить себя сыну.
Алексей Иванов из рассказа
А. П. Платонова «Возвращение»
Великая Отечественная война для всех стала большим испытанием, проверкой на прочность. Но в 45-м, когда все закончилось, люди стали возвращаться домой. Перед ними стояла новая цель: научиться жить заново в мире
и согласии. Рассказ Платонова «Возвращение» как раз
об этом.

Главный герой Алексей Алексеевич (в переводе с греческого – «защитник» в квадрате) возвращается домой из армии и чувствует себя не в своей тарелке: жена ведет себя с ним некомфортно, сынишка умен не по годам
и даже командует своим отцом, а дочка вообще не признает его. Все идет не так, как он представлял, нет сил радоваться. Поэтому он решает вернуться к другой девушке из своего недолгого романа в надежде, что все будет лучше. Но бегущие за поездом дети возрождают в нем жизнь. Только тогда он по-настоящему «возвращается». Его решение сойти с поезда приводит к новой точке – к полному самоочищению и возникновению желания начать все с нового листа.

Эгоизм и воспитанная войной жажда контролировать окружающую обстановку до момента встречи с детьми полностью владели его сознанием. Алексей не понимал, что вне войны существуют другие ценности, что можно жить спокойно, гармонично. Бегущие детские фигурки возбудили в нем то самое заснувшее желание жить. Он смог с красного уровня «воина» вступить на новый круг (синий) — герой выбрал «силу правды».
Лавр из одноименного неисторического романа
Е. Г. Водолазкина
Кем только не был герой Водолазкина: целитель, юродивый, паломник в Палестину, монах. За это время он менял не только «профессию», но и имена, под которыми творил благие дела: Арсений, Устин, Амвросий, Лавр – грани одной личности, которая прошла долгий путь развития. Герой несет тяжелый крест: во имя своей возлюбленной, погибшей во время родов, творит добро, чтобы искупить земные грехи. Путь юного травника начинается в лесу в жилище его учителя-целителя, где он познает лекарское искусство. Несмотря на долгие странствия по Руси, его жизненный путь заканчивается примерно в том же месте: он умирает в пещере недалеко от сельского поселения.

- Ты полагаешь, что время здесь не круг, а какая-то разомкнутая фигура, - спросил у старца Амвросий.

- Вот именно, - ответил старец. – Возлюбив геометрию, движение времени уподоблю спирали. Это повторение, но на каком-то новом, более высоком уровне. Или, если хочешь, переживание нового, но не с чистого листа. С памятью о пережитом прежде.

Фрагмент книги четко показывает принцип построения произведения и отражает действие теории спиральной динамики: Лавр искупил свои грехи, поэтому пришел к новой точке старта, в его случае – загробной жизни. Он с «зеленого» уровня, где в начале пути учится выстраивать отношения с миром, дошел до самой высшей ступени, когда полностью готов принести себя в жертву ради человечества.
Всех героев объединяет то, что в финале они оказываются
на пороге новой будущей жизни, наполненной уже другими смыслами и другими целями. Пройдя по спирали, они становятся взрослее, мудрее.
Можно верить или не верить в теорию спиральной динамики развития. Однако юбки-миди, актуальные почти сто лет назад, вновь вернулись в жизнь девушек, реализм в литературе, о котором так много говорили и писали в 19 веке, вновь становится ведущим стилем современных художественных произведений, а Великая депрессия 1930-х годов с таким же масштабом повторилась в 2008: экономический кризис этого периода получил название Великая рецессия.