Елена Кудрявцева

Учитель на замену

Писатели, поэты, литературные критики – кто вы без своих произведений? Оказалось – преподаватели.
Иван Андреевич Крылов
(1769-1844)
Крылов Портрет басни ворона и лисица свинья под дубомСын вдовы армейского офицера, Крылов не имел возможности получить системное образование и занимался урывками, тем более что в наследство от отца ему достался набитый книгами сундук. Юноша много читал, учился французскому и игре на музыкальных инструментах, сильно увлекался театром, что впоследствии помогло ему в написании оперных либретто. Крылов также издавал сатирические журналы «Почта духов», «Зритель» (позднее — «Меркурий»), но просуществовали они недолго: после их закрытия Иван Андреевич покинул Петербург. Однако всесторонняя образованность, острый ум и счастливый случай помогли ему в 1797 году познакомиться с князем С.Ф. Голицыным, который с радостью пригласил Крылова стать его секретарем и учителем для своих детей. В свободное время Крылов продолжал писать пьесы и басни, чему, выйдя в отставку, и посвятил все время.
Сын вдовы армейского офицера, Крылов не имел возможности получить системное образование и занимался урывками, тем более что в наследство от отца ему достался набитый книгами сундук. Юноша много читал, учился французскому и игре на музыкальных инструментах, сильно увлекался театром, что впоследствии помогло ему в написании оперных либретто. Крылов также издавал сатирические журналы «Почта духов», «Зритель» (позднее — «Меркурий»), но просуществовали они недолго: после их закрытия Иван Андреевич покинул Петербург. Однако всесторонняя образованность, острый ум и счастливый случай помогли ему в 1797 году познакомиться с князем С.Ф. Голицыным, который с радостью пригласил Крылова стать его секретарем и учителем для своих детей. В свободное время Крылов продолжал писать пьесы и басни, чему, выйдя в отставку, и посвятил все время.
Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852)
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)Около четверти века посвятил Василий Андреевич императорской фамилии. «Здесь много пищи для энтузиазма, для авторского таланта», - писал поэт. Несомненно, что в историю он вошел не только как литературный деятель, но и как воспитатель наследника престола, будущего царя Александра II. Жуковский разработал специальный, хорошо продуманный «План учения наследника цесаревича», который опирался на следующий принцип: «В воспитании и обучении есть три основных срока, которые нужно с ясностью различать и отделять четкими границами: Ребёнок — мужчина — государь. Ребёнок должен быть счастлив. Мужчина должен учиться и быть деятельным. Государь должен иметь великие замыслы, прекрасный идеал, возвышенный взгляд на его предназначение, ничего несбыточного, но естественный результат всего, что предшествовало». Жуковский всесторонне развивал наследника и даже организовал ему познавательное путешествие по России. Очевидно, что Жуковский, всегда открыто выступавший против крепостного права, повлиял на реформаторскую деятельность царя в будущем.
Около четверти века посвятил Василий Андреевич императорской фамилии. «Здесь много пищи для энтузиазма, для авторского таланта», - писал поэт. Несомненно, что в историю он вошел не только как литературный деятель, но и как воспитатель наследника престола, будущего царя Александра II. Жуковский разработал специальный, хорошо продуманный «План учения наследника цесаревича», который опирался на следующий принцип: «В воспитании и обучении есть три основных срока, которые нужно с ясностью различать и отделять четкими границами: Ребёнок — мужчина — государь. Ребёнок должен быть счастлив. Мужчина должен учиться и быть деятельным. Государь должен иметь великие замыслы, прекрасный идеал, возвышенный взгляд на его предназначение, ничего несбыточного, но естественный результат всего, что предшествовало». Жуковский всесторонне развивал наследника и даже организовал ему познавательное путешествие по России. Очевидно, что Жуковский, всегда открыто выступавший против крепостного права, повлиял на реформаторскую деятельность царя в будущем.
Николай Гаврилович Чернышевский
(1828-1889)
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)В 1846 году молодой Чернышевский поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, где и сформировались его социалистические устремления. Однако до известности было еще далеко: по окончании обучения Николай Гаврилович получил назначение в саратовскую гимназию, а после женитьбы и возвращения в Петербург определен учителем во Второй кадетский корпус. Чернышевский сразу зарекомендовал себя как прекрасного преподавателя, однако после конфликта с офицером ему пришлось покинуть свой пост. Отметим, что должность свою Чернышевский использовал с целью посеять в головах учеников не только «разумное, доброе, вечное», но и революционные идеи.
В 1846 году молодой Чернышевский поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, где и сформировались его социалистические устремления. Однако до известности было еще далеко: по окончании обучения Николай Гаврилович получил назначение в саратовскую гимназию, а после женитьбы и возвращения в Петербург определен учителем во Второй кадетский корпус. Чернышевский сразу зарекомендовал себя как прекрасного преподавателя, однако после конфликта с офицером ему пришлось покинуть свой пост. Отметим, что должность свою Чернышевский использовал с целью посеять в головах учеников не только «разумное, доброе, вечное», но и революционные идеи.
Лев Николаевич Толстой
(1828-1910)
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)За свою жизнь Лев Николаевич открыл 26 народных школ. Этой деятельностью он начал заниматься еще до освобождения крестьян, начав, конечно же, с Ясной Поляны. Как и во многом другом, в своей педагогической деятельности Толстой был оригинален: он применял совершенно новую, экспериментальную методику. Заключались она, во-первых, в полном отсутствии жесткой дисциплины, а во-вторых, в индивидуальном подходе к каждому ученику. Дети рассаживались в произвольном порядке, строгой программы не существовало, а занятия вел сам писатель или кто-либо из его окружения. Впоследствии педагогические статьи Толстого составили целый том его произведений, однако идеи, отраженные в них, не нашли отклика у современников, при этом Лев Николаевич с его новаторством еще и назван был «консерватором». Кроме этого, в 1872 году вышла в свет «Азбука» Толстого — четырехтомник с былинами, баснями, загадками для учеников и советами для учителей.
За свою жизнь Лев Николаевич открыл 26 народных школ. Этой деятельностью он начал заниматься еще до освобождения крестьян, начав, конечно же, с Ясной Поляны. Как и во многом другом, в своей педагогической деятельности Толстой был оригинален: он применял совершенно новую, экспериментальную методику. Заключались она, во-первых, в полном отсутствии жесткой дисциплины, а во-вторых, в индивидуальном подходе к каждому ученику. Дети рассаживались в произвольном порядке, строгой программы не существовало, а занятия вел сам писатель или кто-либо из его окружения. Впоследствии педагогические статьи Толстого составили целый том его произведений, однако идеи, отраженные в них, не нашли отклика у современников, при этом Лев Николаевич с его новаторством еще и назван был «консерватором». Кроме этого, в 1872 году вышла в свет «Азбука» Толстого — четырехтомник с былинами, баснями, загадками для учеников и советами для учителей.
Иннокентий Федорович Анненский
(1855-1909)
Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909)По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета Анненский долгое время преподавал древние языки и русскую словесность в гимназии Гуревича, а позже стал директором гимназии в Царском селе. Надо сказать, что должность эта, скорее, тяготила поэта, но семья Анненского не могла зависеть только от его литературных гонораров. Иннокентий Федорович был не только замечательным педагогом, но и знатоком этикета и древнего театра, осуществлял постановки Еврипида, Софокла. Одним из его знаменитых учеников был Николай Гумилев, за которого Анненский вступился, не дав отчислить будущего поэта за плохие отметки. Чрезмерная мягкость сыграла с Анненским злую шутку: заступившись за гимназистов, участвовавших в политических выступлениях 1905-1906 годов, он был уволен со своего поста. Однако педагогической деятельности не оставил, продолжив читать лекции по древнегреческой литературе уже на Высших женских курсах.
По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета Анненский долгое время преподавал древние языки и русскую словесность в гимназии Гуревича, а позже стал директором гимназии в Царском селе. Надо сказать, что должность эта, скорее, тяготила поэта, но семья Анненского не могла зависеть только от его литературных гонораров. Иннокентий Федорович был не только замечательным педагогом, но и знатоком этикета и древнего театра, осуществлял постановки Еврипида, Софокла. Одним из его знаменитых учеников был Николай Гумилев, за которого Анненский вступился, не дав отчислить будущего поэта за плохие отметки. Чрезмерная мягкость сыграла с Анненским злую шутку: заступившись за гимназистов, участвовавших в политических выступлениях 1905-1906 годов, он был уволен со своего поста. Однако педагогической деятельности не оставил, продолжив читать лекции по древнегреческой литературе уже на Высших женских курсах.
Федор Кузьмич Сологуб
(1863-1927)
Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927)Писатель-декадент Сологуб окончил Петербургский учительский институт, после чего уехал преподавать в северные губернии, отдав провинции около десяти службы. Атмосфера в учебных заведений в Крестцах, Вытегре и Великих Луках оставила слишком тяжелое впечатление, чтобы не быть отраженной в романе. Герой «Мелкого беса», оконченного в 1902 году, провинциальный учитель с садистскими наклонностями Ардальон Борисыч Передонов, постепенно сходит с ума. «Его чувства были тупы, и сознание его было растлевающим и умертвляющим аппаратом, всё доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь. В предметах ему бросались в глаза неисправности, и радовали его. У него не было любимых предметов, как не было любимых людей, — и потому природа могла только в одну сторону действовать на его чувства, только угнетать их», - описывает автор своего героя. Зависть, эгоизм и жестокость как самого Передонова, так и окружающих заставляют его прийти в ужас от реальности и рождают в сознании бесплотную, но невероятно отталкивающую «недотыкомку». Кажется, судьбе Сологуба-учителя можно только посочувствовать…
Писатель-декадент Сологуб окончил Петербургский учительский институт, после чего уехал преподавать в северные губернии, отдав провинции около десяти лет службы. Атмосфера в учебных заведений в Крестцах, Вытегре и Великих Луках оставила слишком тяжелое впечатление, чтобы не быть отраженной в романе. Герой «Мелкого беса», оконченного в 1902 году, провинциальный учитель с садистскими наклонностями Ардальон Борисыч Передонов, постепенно сходит с ума. «Его чувства были тупы, и сознание его было растлевающим и умертвляющим аппаратом, всё доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь. В предметах ему бросались в глаза неисправности, и радовали его. У него не было любимых предметов, как не было любимых людей, — и потому природа могла только в одну сторону действовать на его чувства, только угнетать их», - описывает автор своего героя. Зависть, эгоизм и жестокость как самого Передонова, так и окружающих заставляют его прийти в ужас от реальности и рождают в сознании бесплотную, но невероятно отталкивающую «недотыкомку». Кажется, судьбе Сологуба-учителя можно только посочувствовать…
Павел Петрович Бажов
(1879-1950)
Павел Петрович Бажов (1879-1950)Сын горного мастера, отличник, Павел Петрович был в числе лучших учеников заводской школы, а затем и Пермской духовной семинарии. В 1907-1913 годах Бажов преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище а затем в духовном училище Камышлова. Спокойный и сдержанный учитель так нравился ученикам, что во время летних каникул они не теряли время даром, записывая для Бажова услышанные загадки, пословицы и поговорки, в то время как сам писатель путешествовал по Уралу, собирая фольклор. Революция разделила жизнь Бажова на «до» и «после». Бажов вступил добровольцем в Красную армию, поддержал большевиков, и, конечно, о прошлой причастности к духовным училищам было забыто. С этого момента большую часть времени он стал уделять журналистскому и писательскому труду.
Сын горного мастера, отличник, Павел Петрович был в числе лучших учеников заводской школы, а затем и Пермской духовной семинарии. В 1907-1913 годах Бажов преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище а затем в духовном училище Камышлова. Спокойный и сдержанный учитель так нравился ученикам, что во время летних каникул они не теряли время даром, записывая для Бажова услышанные загадки, пословицы и поговорки, в то время как сам писатель путешествовал по Уралу, собирая фольклор. Революция разделила жизнь Бажова на «до» и «после». Бажов вступил добровольцем в Красную армию, поддержал большевиков, и, конечно, о прошлой причастности к духовным училищам было забыто. С этого момента большую часть времени он стал уделять журналистскому и писательскому труду.
Владимир Владимирович Набоков
(1899-1977)
Владимир Владимирович Набоков (1899-1977)Набоков с головой погружался во все, чем бы ни занимался по жизни, будь то энтомология или преподавательская деятельность, начавшаяся в США. Американским университетам писатель предложил авторский курс по русской и мировой литературе, воспринятый с большим интересом. Как преподаватель Набоков был чрезвычайно требователен и в то же время эпатажен. От студентов требовалось досконально знать преподаваемый материал, тщательно копировать нарисованные Набоковым схемы, например, план поединка Онегина и Ленского, запрещалось «разговаривать, курить, вязать, читать газеты, спать». Набоков мог погасить свет в аудитории, задернуть шторы, а затем поочередно включать лампы, поясняя, кто из писателей насколько значим для русской литературы. По воспоминаниям современников, лекционный зал при этом всегда был полон. Набоков преподавал в общей сложности 18 лет.
Набоков с головой погружался во все, чем бы ни занимался по жизни, будь то энтомология или преподавательская деятельность, начавшаяся в США. Американским университетам писатель предложил авторский курс по русской и мировой литературе, воспринятый с большим интересом. Как преподаватель Набоков был чрезвычайно требователен и в то же время эпатажен. От студентов требовалось досконально знать преподаваемый материал, тщательно копировать нарисованные Набоковым схемы, например, план поединка Онегина и Ленского, запрещалось «разговаривать, курить, вязать, читать газеты, спать». Набоков мог погасить свет в аудитории, задернуть шторы, а затем поочередно включать лампы, поясняя, кто из писателей насколько значим для русской литературы. По воспоминаниям современников, лекционный зал при этом всегда был полон. Набоков преподавал в общей сложности 18 лет.
Иосиф Александрович Бродский
(1940-1996)
Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)Окончивший всего восемь классов на родине, в 1972 году Бродский переезжает в США и принимает пост «приглашённого поэта» в Мичиганском университете. Последующие 24 года он занимает профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах. Поэт и литературовед Лев Лосев писал о манере Бродского: «Преподавал» в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как «преподают». Собственного опыта у него в этом деле не было… Каждый год из двадцати четырёх на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете — о поэзии… Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста…» Бродский преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, до конца жизни выступая с лекциями по всему миру. Подробнее о Бродском читайте в материале Яны Титоренко «Дорогой Джозеф».
Окончивший всего восемь классов на родине, в 1972 году Бродский переезжает в США и принимает пост «приглашённого поэта» в Мичиганском университете. Последующие 24 года он занимает профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах. Поэт и литературовед Лев Лосев писал о манере Бродского: «Преподавал» в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как «преподают». Собственного опыта у него в этом деле не было… Каждый год из двадцати четырёх на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете — о поэзии… Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста…» Бродский преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, до конца жизни выступая с лекциями по всему миру.

Подробнее о Бродском читайте в материале Яны Титоренко «Дорогой Джозеф».
Дмитрий Львович Быков
(р. 1967)
Дмитрий Львович Быков (р. 1967)Как справедливо отмечают журналисты, пишущие о Быкове, - легче рассказать о том, чем он не занимается. Писатель, журналист, литературный критик, общественный деятель, биограф и, конечно, же преподаватель: во всех ипостасях Быков невероятно успешен. Окончив факультет журналистики МГУ, Дмитрий Львович пошел по стопам матери, учительницы русского языка и литературы, и в 1990-х работал на той же должности в той же школе, а затем еще в нескольких учебных заведениях. Быков ведет регулярную просветительскую деятельность, выступая на радио, телевидении и в печати, читая лекции в рамках многочисленных образовательных проектов. «Я свою роль вижу в том, чтобы объяснить детям, что русская литература – это не мертвый музейный массив, пусть даже наступил и новый век, новое тысячелетие, а такая, пусть древняя, но очень полезная штука, которую нужно знать, чтобы избежать в своей жизни многих проблем. Очень трудно увидеть в этой работе что-то мессианское. Скорее, я считаю себя педагогом в древнегреческом смысле. Во времена Древней Греции это был раб, провожающий ребенка в гимназию. Вот я такой педагог – приставленный к ребенку, чтобы ему не было слишком страшно», - поясняет Быков. Что ж, остается только удивляться его энергичности!
Как справедливо отмечают журналисты, пишущие о Быкове, - легче рассказать о том, чем он не занимается. Писатель, журналист, литературный критик, общественный деятель, биограф и, конечно, же преподаватель: во всех ипостасях Быков невероятно успешен. Окончив факультет журналистики МГУ, Дмитрий Львович пошел по стопам матери, учительницы русского языка и литературы, и в 1990-х работал на той же должности в той же школе, а затем еще в нескольких учебных заведениях. Быков ведет регулярную просветительскую деятельность, выступая на радио, телевидении и в печати, читая лекции в рамках многочисленных образовательных проектов. «Я свою роль вижу в том, чтобы объяснить детям, что русская литература – это не мертвый музейный массив, пусть даже наступил и новый век, новое тысячелетие, а такая, пусть древняя, но очень полезная штука, которую нужно знать, чтобы избежать в своей жизни многих проблем. Очень трудно увидеть в этой работе что-то мессианское. Скорее, я считаю себя педагогом в древнегреческом смысле. Во времена Древней Греции это был раб, провожающий ребенка в гимназию. Вот я такой педагог – приставленный к ребенку, чтобы ему не было слишком страшно», - поясняет Быков. Что ж, остается только удивляться его энергичности!