анастасия ДЕВИЦИНА
Как реклама букмекеров затягивает молодежь
в свои сети
С развитием технологий реклама букмекеров вышла за рамки стандартных рекламных площадок и оказалась частью популярных спортивных трансляций и социальных медиа.

Но самое печальное то, что наиболее уязвимой аудиторией стала молодежь.

Вместе с экспертами разберём эту проблему, обратившись к реальной истории молодого человека, попавшего в зависимость.


Как студент стал игроманом

Ивану (имя изменено) 22 года. Он был свидетелем того, как его юный сосед по общежитию впал в зависимость от игромании.

«Была осень 2019 года. Я учился на 1 курсе. У нас в общежитии жил парень из Казахстана. В своих кругах мы его называли "депрессивный студент", потому что он постоянно ходил поникшим, даже иногда нервным. И это было трудно не заметить. Изначально я подумал, что у него могут быть проблемы с учёбой, так как для студентов это не редкость. Он учился по контракту, который оплачивали его родители. Какое-то время этот парень ходил в спортзал у нас в общежитии, и мы с ним часто общались там.

Где-то ко второму курсу я начал замечать за ним странности.

Мне рассказывали, что он ходил с парнями поиграть в футбол на платное поле и не платил, а с долгов сливался. Это я почувствовал на себе, когда меня самого угораздило занять ему денег. Он вовремя не вернул одолженную сумму, и мне пришлось навещать его в комнате и напоминать о долге. Он отдал, но, как говорится, осадок остался.

Через какое-то время он загорелся поиском работы и попросил меня его сопровождать, так как по-русски он говорил слабовато. Было очевидно, что парень цеплялся за любую возможность. Но, как только пошли первые деньги (предполагаю, что родители о них не знали), он начал тратить их на ставки.

Ставил немного. Как он сам мне объяснил, парень доверился блогеру, который рассказывал, на какие матчи и у каких букмекеров ставить надёжнее всего. Доверился настолько, что, даже когда проигрывал, оправдывал этого блогера.

Но как-то раз в этой же телеграм-канале с «железобетонными» гарантиями рассказали о 100% итоге матча с заверениями: чем больше поставите, тем больше выиграете. Так совпало, что родители перевели товарищу деньги на оплату контракта (около 100 тысяч рублей), и он всю эту сумму поставил на футбольный матч. Об этом я узнал, когда он пришёл ко мне в комнату, чтобы попросить поесть, поделиться неприятностями и продать мне свой 11-й IPhone. Телефон мне не был нужен, но я помог продать его на Avito.

Товарищ на время исчез. Но вскоре я увидел, как его дядя гневно спустил парня с лестницы на разговор за пределами общежития. Возможно, студент был на грани отчисления за неуплату контракта.

Недавно я увидел его, и мы заговорили. Как оказалось, тогда за его учёбу заплатили всё-таки родители, так как деньги от продажи IPhone ушли на очередную ставку. Парень сказал, что по-прежнему ставит, но по чуть-чуть. То есть ставки из его жизни никуда не ушли и по сей день».

Как работает букмекерская реклама

Мы можем увидеть всплывающую рекламу ставок на спорт, когда решаем посмотреть фильм или сериал на неофициальном сайте. Она может представлять собой яркие картинки, загораживающие контент полностью или частично – такую рекламу вполне можно проигнорировать, так как она статична и её легко закрыть. Но есть и видеоформат – самый коварный, который нельзя свернуть, не дослушав навязчивую речь о том, что только со ставками жизнь станет лучше.

«Реклама регулируется на всех сайтах, которые направлены на восприятие в пределах РФ. Критерием здесь является прежде всего использование русского языка. И дополнительным критерием может служить то, что сайт доступен с территории РФ, то есть вход на него с территории России не заблокирован владельцем сайта. Соответственно, закон о рекламе распространяется на сервисы просмотра фильмов без регистрации в том числе. И несоблюдение этого закона в таких случаях является точно таким же их несоблюдением, как нарушение закона в любом другом месте».
— Андрей Юрьевич Дорский, заведующий кафедрой менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ, профессор, доктор философских наук

Реклама ставок также встречается во время спортивных трансляций. Так, в 2022 году портал «РБ Бизнес» обнародовал сумму в размере 5 миллиардов рублей, которую получил крупнейший спортивный телеканал «Матч ТВ» за трансляцию рекламных роликов букмекерских компаний.

Для Российской премьер-лиги (РПЛ) реклама онлайн-казино – это главный источник дохода: её крупнейшие контракты, заключённые между спортивными клубами и букмекерами, почти равны сумме контрактов в Великобритании, где клубы АПЛ (Английской премьер-лиги) занимают 11 позиций в рейтинге 20 самых богатых команд Европы. К примеру, в начале 2023 года футбольный клуб «Динамо» заключил контракт с букмекерской компанией BetBoom в размере 3,5 миллиардов рублей за титульное спонсорство на 3,5 года, сообщает «РБК Спорт».

Яркая и привлекательная реклама создает иллюзию быстрого и лёгкого обогащения, и это может заинтересовать молодых людей. В рекламе они видят толстые пачки денег, дорогие машины и красивых девушек – можно заключить, что эти ролики направлены преимущественно на юношей.

— А где твои деньги?
— Хороший вопрос... Ты же знаешь,
насколько простым выглядит покер
по телевизору, когда ты видишь все карты.
— Да.
— Так вот в реальности всё иначе.

Отрывок диалога из сериала
«
Два с половиной человека»

Врач-психиатр Алексей Александрович Магалиф утверждает, что юноши часто страдают низкой самооценкой и хотят выделиться. Когда в их жизнь приходят онлайн-ставки, они сами не замечают, как обретают «сверхценную идею» и становятся одержимыми заработком. После первых выигрышей у молодого человека возникает иллюзия, что он успешен – так начинает формироваться новое мифологическое сознание.

Многие попросту не умеют проигрывать и воспринимают каждый проигрыш болезненно, ведь для них это становится не просто игрой, а источником заработка. Если в какой-то момент юноша утверждает, что не развлекается, а зарабатывает, это говорит о его превращении в психиатрического пациента. С этих пор начинается борьба с «силой», которая закрывает проход в светлую, богатую будущую жизнь. Размер ставок и их частота увеличивается, и это превращается в порочный круг.

Наказывают ли тех, кто рекламирует ставки?

В России действует Федеральный закон №244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». Согласно ему, букмекерские компании могут работать только после получения специальной лицензии от Федеральной налоговой службы. В статье 27 закона 38-ФЗ «О рекламе» подробно перечислены ограничения и требования, касающиеся рекламы ставок на спорт. Их нарушение может грозить компаниям штрафом до 500 тыс. руб. Лицензию нарушители тоже могут потерять.

«Человек склонен к азартным играм, действиям – и это вполне нормально. И в тот момент, когда человек перестанет быть азартным, он перестанет что-либо делать, изобретать, двигаться вперёд, предпринимать что-то на свой страх и риск.

Когда мы боремся с негативными проявлениями, мы должны понимать, что эти меры должны быть очень взвешенными. Не случайно в статье закона о регулировании рекламы азартных игр мы видим много исключений, а не полный запрет».

— Андрей Юрьевич Дорский, заведующий кафедрой менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ, профессор, доктор философских наук

При этом закон предусматривает блокирование доменов сайтов, на которых букмекеры размещают свою рекламу, если она не будет удалена.

«Широка ли практика привлечения к ответственности за незаконную рекламу? Да, она есть. Что касается блогеров, таких случаев не очень много, но есть штрафы более серьезные, которые накладываются на сайты».
— Андрей Юрьевич Дорский, заведующий кафедрой менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ, профессор, доктор философских наук
Например, одна из самых известных историй – это штрафы, которые за незаконную рекламу букмекеров заплатил спортивный ресурс Sports.ru. На момент привлечения к ответственности Федеральной антимонопольной службой (ФАС) ресурс не был зарегистрирован в качестве спортивного СМИ (несмотря на то, что работал уже 20 лет), а значит, по закону не мог размещать у себя рекламу ставок букмекерской конторы «Фонбет». После этого Sports.ru зарегистрировался и сегодня может легально распространять такую рекламу. Нередко букмекеры пытаются обойти закон и запускают скрытую рекламу в соцсетях. К примеру, в июле 2023 года ФАС обнаружила новый способ продвижения букмекеров, которые используют мини-логотипы своей компании поверх картинки или видео другой тематики. Сейчас планируется провести проверку и привлечь нарушителей к административной ответственности.
«Государство никогда не сможет полностью пресечь убийства, кражу и рекламу того, что нельзя рекламировать. У государства крайне ограниченные ресурсы для совершения любого из этих действий. Общество меняется постоянно, и нельзя принять правила раз и навсегда. Через некоторое время они потребуют пересмотра».
— Андрей Юрьевич Дорский, заведующий кафедрой менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ, профессор, доктор философских наук
Источник — сайт «Лига Безопасного Интернета»
Реклама ставок на спорт встречается и у блогеров, которые открыто анонсируют выгодные коэффициенты площадок.

В феврале 2023 года в ФАС обратилась Екатерина Мизулина, глава Лиги безопасного интернета (ЛБИ), из-за незаконной рекламы онлайн-казино и букмекерских контор у российских блогеров. В список нарушителей попали 15 блогеров, среди которых есть Егор Крид, Юрий Хованский и Гусейн Гасанов. В апреле была опубликована новость о том, что аккаунты блогеров были заблокированы на Twitch, в Telegram и на платформе Kick, так как Роскомнадзор включил их страницы в реестр запрещённых сайтов.
«Роскомнадзор имеет право блокировать сайты, в том числе и площадки блогеров, на основании обращений разных государственных органов. Но в том, что касается рекламы, за исключением вопроса о маркировке рекламы в интернете, ФАС разбирается самостоятельно».
— Андрей Юрьевич Дорский, заведующий кафедрой менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ, профессор, доктор философских наук
Лига безопасного интернета следит за такими махинациями и даже ввела на своем сайте прием обращений о распространении незаконной рекламы онлайн-казино и нелегальных букмекерских контор, где каждый может ввести ссылку на источник и отправить жалобу, которая будет рассмотрена.

Но что поможет снизить количество данных нарушений?

«Основным ресурсом для того, чтобы реклама не выходила за рамки допустимого, являются те ограничения, которые рекламное сообщество само на себя накладывает . И развитие саморегулирования рекламы 100% должно и будет снижать количество нарушений.

Но, чтобы саморегулирование развивалось, общество должно быть на определённом этапе развития, в том числе развития рынка. В частности, рынок должен быть на том уровне, когда степень конкуренция высока. Тогда участники рынка начинают договариваться между собой о правилах.

Если свободной конкуренции нет, если наблюдается высокая степень монополизации или есть другие способы решения вопроса конкуренции, то договор между участниками рынка становится излишним. Соответственно, саморегулирование не развивается».

— Андрей Юрьевич Дорский, заведующий кафедрой менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ, профессор, доктор философских наук
Как помочь игроману

Порочный круг игромана выглядит так:

1) Первая ставка (может быть как случайной, так и осознанной)
2) Выигрыш (подстёгивает желание продолжить играть)
3) Увеличение ставок (расчёт на большие выигрыши)
4) Потеря контроля и финансов (проигрыш значительных сумм)
5) Финансовые трудности (начало поиска способов для восстановления убытков)
6) Долги (кредиты и даже незаконные источники)
7) Семейные и социальные проблемы (как следствие, подавленность)
8) Психологические проблемы (депрессия и тревожность)
9) Повторение (надежда вернуть утраченные деньги)

Психиатр Алексей Александрович Магалиф утверждает, что самостоятельно игроман может остановиться только формально, . Это происходит, когда деньги для очередной ставки заканчиваются. Но, как показывает его врачебная практика, игрок с большой вероятностью вернётся на сайты онлайн-казино, как только накопится нужная сумма: он просто ждёт «лучших дней».

Помочь игроку можно, но для этого не стоит допускать банальных советов и запрещать человеку играть. Убедить игромана в том, что он двигается в неправильном направлении, могут только профессиональные психиатры. Частая ошибка, которую совершают родственники, желающие помочь игрокам, – это резкие заявления об абсурдности самой идеи и попытки контролировать его бюджет. Такие меры неэффективны, потому что игроки никому не доверяют, даже родным.




«Данным вопросом должны заниматься компетентные психиатры»

врач-психиатр, психотерапевт
Недавно власти вернулись к обсуждению идеи о создании механизма самоограничения граждан на участие в азартных играх, в том числе ставок на спорт и онлайн-казино. Планируется создать реестр лиц, которые добровольно откажутся от участия в азартных играх. Их внесение себя в реестр будет означать, что соглашения букмекеров с ними будут признаваться недействительными.

Суть такова: желающие смогут направлять букмекеру заявление, который в течение часа должен будет отправить его электронную копию регулятору в лице Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ), и его специалисты в свою очередь внесут добровольца в единый список.

Планируется распространить этот законопроект и на игровые зоны, деятельность которых не регулируется со стороны ЕРАИ. Эти ограничения могут вступить в силу уже с 1 сентября 2024 года.

Такой добровольный отказ от участия в азартных играх позволит закрыть доступ к сайтам, предусматривающим ставки на спорт, что также может стать эффективной помощью игроманам.