ксения шаповалова

Воинствующий пацифист


О том, как Достоевский призывал к христианской любви, всепрощению и войне.
Этот материал мы решили отнести в рубрику "ПреZOOMпция".
Можно ли в войне найти какие-то плюсы и оправдать ее?
Автор «Братьев Карамазовых» легко узнается по одной фразе о счастье всего мира, которое не стоит слезинки невинного ребенка. Мы привыкли воспринимать Ф.М. Достоевского как писателя, для которого центральными являются идеи христианской любви, милосердия, жертвенности и прощения. Естественным будет думать, что он являлся противником войны как таковой. На деле Достоевский открыто призывал к войне. «А как же слезинка невинного ребенка?» – спросите вы. Действительно, как же?
Международная политическая война приносит только пользу, поэтому абсолютно необходима.
В «Дневнике писателя», который издавал Ф.М. Достоевский, можно найти эссе с названием «Парадоксалист» (1876 год). В нем автор создает вымышленный диалог о войне якобы со своим знакомым. «У меня есть один знакомый парадоксалист, – пишет Достоевский. ­– Я его давно знаю. Это человек совер­шенно никому неизвестный и характер странный: он мечтатель. Но теперь мне припомнилось, как однажды, впрочем уже несколько лет тому, он раз заспорил со мной о войне. Он защищал войну вообще и, может быть, единственно из игры в парадоксы».

На деле же автор вкладывает собственные мысли в уста этого вымышленного парадоксалиста. Для Достоевского ненавистна только одна война – гражданская, междоусобная, братоубийственная. Другое дело – война международная, политическая. Она приносит только пользу и поэтому совершенно необходима. Итак, что же хотел сказать нам Достоевский, пусть и не от своего имени? Представляем вам топ-идей великого писателя из его эссе о необходимости войны как таковой.


1
«Великодушная идея»

Достоевский считал ложью, что люди идут на войну убивать друг друга. Они идут, прежде всего, жертвовать собой, ведь нет выше и важнее идеи, чем отдать жизнь за своих братьев и свое Отечество. По мысли автора, человечество не может без великодушных идей, и поэтому народ… любит войну, чтобы участвовать в великодушной идее, жертвуя собой.

Христианство, безусловно, в высшем, нравственном смысле отвергает войны и требует братолюбия. Однако сам факт войны оно признает. «Я сам первый воз­радуюсь, когда раскуют Мечи на Орала! Но вопрос: когда это мо­жет случиться? И стоит ли расковывать теперь Мечи на Орала?» – размышляет Достоевский. Теперешний мир, по его мнению, хуже войны до такой степени, что совестно его поддерживать: «нечего ценить, совсем нечего сохранять, совестно и пошло сохра­нять».

2
«Праздник в душе»

«Кто унывает во время войны?» – задается вопросом Достоевский. Действительно, все ободряются, у всех поднят боевой дух, не остается место апатии и скуке, ставшим привычными в мирное время. «И не верьте, когда в войну все, встречаясь, говорят друг другу, качая головами: "Вот несчастье, вот дожили!" Это лишь одно приличие. Напротив, у всякого праздник в душе», – читаем в «Дневнике писателя».

Ломят танки широкие просеки,
Самолеты кружат в облаках,
Невысокое солнышко осени
Зажигает огни на штыках.

Мы привыкли брататься с победами
И опять мы проносим в бою
По дорогам, исхоженным дедами,
Краснозвездную славу свою.

Много лжи в эти годы наверчено,
Чтоб запутать финляндский народ.
Раскрывай же теперь нам доверчиво
Половинки широких ворот!
Принимай Нас, Суоми-Красавица
Советская песня 1939 года, посвященная событиям Советско-финской войны.

3
«Долгий мир ожесточает людей»

«Разве не найдется великодушных идей без войны?» – спросите вы. Достоевский отвечает на это тем, что великодушие гибнет в периоды долгого мира, развиваются цинизм, равнодушие и скука. Люди начинают стремиться лишь к богатству и капиталу: «Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притуп­ляет чувства. Наслаждения не утончаются, а грубеют». Честь, человеколюбие и самопожертвование без войны постепенно перестают уважаться.

Богатство и наслаждения в мирное время порождают лень и апатию, в человеке проявляются трусость и бесчестность. Вот почему люди жаждут войны и любят войну: они видят в ней лекарство.

Война заставляет народы взаимно уважать друг друга. Интересный факт: война менее обозляет, чем мир, потому что война – это открытый конфликт, в отличие от тайных интриг, которые происходят в мирное время.



4
«Война освежает науку, искусство
и экономику
»


Война направлена на разрушение. Какое же здесь развитие науки и искусства? По Достоевскому, они развиваются, да еще как! Война их обновляет, освежает, дает толчок для новых идей. Если бы не было на свете войны, искусство заглохло бы окончательно: «Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой. Подите в трагедию, смотрите на статуи: вот Гораций Корнеля, Аполлон Бельведерский, поражающий чудовище...»

Кроме того, пострадав­шим от войны все помогают, тогда как во время мира целые области могут вымирать с голоду, никем не замеченные. «Экономические силы страны возбуждаются в десять раз, как будто грозовая туча пролилась обильным дождем над иссохшею почвой», – пишет Достоевский.


5
Уничтожается унизительное неравенство
Простой народ во время войны, по мнению Достоевского, выигрывает гораздо больше, чем теряет. В период мира многое зависит от авторитета человека, его происхождения и состояния. «Как ни освобождайте и какие ни пишите законы, неравенство людей не уничтожится в теперешйем обществе. Единственное лекарство – война», – подводит итог Достоевский. Именно война равняет всех во время боя и мирит «господина» и «раба», ведь оба жертвуют своей жизнью за общее дело.

Война для любого народа – повод уважать себя, именно поэтому люди любят войну, слагает про нее песни и легенды о героях. Без военных побед народ потерял бы уважение к себе, чувствовал бы свою слабость и униженность.

Без войны провалится мир?
Подчеркнем еще раз, что Достоевский не пишет о гражданской междоусобной войне. Его рассуждения направлены на внешнеполитические конфликты. «Нет, война в наше время необходима; без войны провалился бы мир или, по крайней мере, обратился бы в какую-то слизь, в какую-то под­лую слякоть, зараженную гнилыми ранами», – отзывается автор в финале своего эссе. Поэтому Достоевский – это не только призыв к любви и всепрощению. Этот воинствующий пацифист дает повод задуматься, на первый взгляд, об абсурдной идее: чем хороша война? И прочитав его эссе, невольно начинаешь думать: не только хороша, а, пожалуй, и необходима народу.