Андрей Юдин
Я буду идти вперёд!
Книга Николая Островского «Как закалялась сталь» – это автобиографическая проза, которая потрясла весь Советский Союз. А главный герой – Павел Корчагин – стал кумиром советской молодежи.
«Свалка» Художник Гелий Коржев. Россия. 2007 год.

В 1990-е годы произошел распад СССР, и про Николая Островского и его книгу забыли. Автор вышел из небытия только в январе 2023 года. Роман «Как закалялась сталь» возвращается в школьную программу.

Показывает ли Островский образец для подражания поколениям XX и XXI веков? Вечен ли роман «Как закалялась сталь» или его время прошло?

История одного человека
Детство Островского, как и у многих детей Российской империи, проходило в работе и учебе. В шесть лет поступил в церковно-приходскую школу, окончил ее с похвальным листом. После – как и другие дети в семье – пошел работать: пас лошадей, пилил дрова, помогал в мастерских.


В 1914 году семья Островских переехала в украинский город Шепетовка, где юноша одновременно учился и работал в вокзальном буфете. Как герой романа, Николай Островский носил воду для самоваров, а потом устроился на должность помощника электромонтера. Островский много читал и откладывал часть заработанных денег на книги: он любил приключенческие романы и произведения на исторические темы.


В это время в Российской империи началась революционная борьба за новые идеалы, и летом 1919 года Николай Островский вступил в комсомол. Тогда же, в неполные 15 лет, он добровольцем отправился на фронт, в бригаду революционера Григория Котовского – шла Гражданская война. Спустя год, в 1920, Островский получил тяжелое ранение, и его демобилизовали.

Подорванное здоровье не стало преградой для борьбы за новое будущее. Николай Островский работает в киевском отделении комсомола, учится в электротехническом училище. Он перенес брюшной тиф, полученный на строительстве железной дороги под Киевом. За тифом последовали несколько мучительных простуд, которые сильно подорвали его здоровье.
Ссылка на фото: https://stalinline.ru/2019/09/30/памяти-николая-островского/

В 1922 году комсомольцев Киева мобилизовали спасать от ледохода лесосплав на Днепре. Островский вновь сильно простудился и получил осложнение на суставы. Однако раньше срока покинул больницу и уехал домой, в Шепетовку. Врачебная комиссия постановила дать ему инвалидность. В то время будущему писателю было всего 18 лет. Этот момент стал переломным в жизни Островского.

Затем он служил помощником электромонтера, а когда вступил в Коммунистическую партию — занимался политработой и руководил комсомольцами. Островскому было тяжело ходить, передвигался он с помощью костылей. Болезнь прогрессировала, лечение и операции приносили лишь временное облегчение. Тогда пришлось 22-летнему парню переехать в Новороссийск, к знакомым матери. Там он встретил свою любовь и будущую жену – Раису Мацюк.
«Первое, что я заметила, — пышные темно-каштановые волосы; зачесанные вверх, они волной спадали на левую сторону. Темные брови, почти сросшиеся у переносицы. Глубоко посаженные карие глаза. Они казались огромными и подчеркивали бледность матового лица. «Какой красивый!» — промелькнуло у меня в голове… И от этого я еще больше сконфузилась…» — пишет Раиса Островская в книге «Николай Островский» от издательства «Молодая гвардия».
Но были и моменты, когда болезнь давила на Николая Островского
«Прошло две недели. Все чаще мучила Николая острая боль в суставах. В черных глубоких глазах застыл нехороший сухой огонек. Вечерами, если мы с ним не бродили по улицам города, Николай сидел дома. Однажды он не вышел к ужину. Приоткрыв дверь, я увидела, что комната пуста. Были глубокие сумерки, Николай уже не мог сидеть во дворе с книгой, как это он часто делал. Тем не менее я обошла весь двор и вышла за калитку. С моря дул свежий ветер. Долго и пристально, до боли в глазах, я всматривалась в темнеющую улицу. Старалась не думать о том, о чем думалось против воли: о подавленном состоянии Николая последние дни. Перед глазами возникала тонкая сухая рука с лежащим на ладони браунингом, из головы не шли слова: «этой штучкой все можно сделать»…» – пишет в книге Раиса Островская. Писатель был на грани. За 7 лет Островский пережил многое: боролся на фронте Гражданской войны, рвал жилы в мирное время, помогая стройке нового мира.
В 22 года жизнь только начинается, а для него в 1922 году она подходит к завершению. Вскоре Островский ослепнет – так о себе скажет рана, которую он получил во время Гражданской войны. Будет парализован из-за перенесенных болезней. Многие люди на его месте могли бы сдаться, но не Николай Островский.
В 30-е годы Николай Островский переезжает со своей женой Раисой Островской в Москву и начинает работу над романом «Как закалялась сталь». Роман вобрал в себя некоторые элементы из биографии самого автора.
Время шло, произведение создавалось, но здоровье литератора ухудшалось. Он терял зрение, поэтому ему начали помогать супруга и друзья. Они писали под диктовку или переписывали начисто черновики.

Островский в романе передает дух времени. Он описывает дореволюционную эпоху, гражданскую войну, социалистические стройки. Произведение рассказывает о жизни Павла Корчагина. Островский через судьбу главного героя показывает какие тяготы и невзгоды прошло поколение, закалённое пламенем революции. Вся жизнь Корчагина – это борьба. Герой романа много раз мог погибнуть, но сила воли помогала преодолевать все препятствия. Произведение опубликовали в 1932 году в журнале «Молодая гвардия».
Автор: RED LEATHERMAN | Old-school художник
Писатель умер в Москве в 1936 году. После его смерти роман «Как закалялась сталь» много раз переиздавали крупными тиражами, книгу переводили на разные языки. Произведение не раз экранизировали. Под одноименным названием, «Как закалялась сталь», выходили фильмы в 1942, 1956, 1973 годах. Герой романа Павел Корчагин был идеалом, он вдохновлял на подвиги советских людей.
Непризнанная классика
Роман «Как закалялась сталь» – это роман про борьбу со злом. Он показывает как нужно действовать в трудную минуту.
Товарища схватили подлецы? Спаси его. Это делает Павел Корчагин, когда его товарища – Жухрая, поймали петлюровцы: « И, смотря на подходивших, Павел затерялся в рое охвативших его чувств. «Что делать?»... И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и, схватив винтовку, резким движением пригнул ее к земле. Штык с лязгом скребнул о камень. ...Конвойный остервенело рвал винтовку из рук Павла. Он крутил ее, выворачивая юноше руки. Но последний не выпускал винтовку. Тогда разъяренный петлюровец резким движением свалил Павку на землю. Но и эта попытка освободить винтовку не удалась. Падая на мостовую, Павел увлек за собой и конвоира, и не было сил, которые заставили бы его выпустить оружие в такую минуту. В два прыжка Жухрай очутился рядом. Железный кулак его, описав дугу, опустился на голову конвоира, а через секунду, оторванный от лежащего на земле Корчагина, получив два свинцовых удара в лицо, петлюровец тяжелым мешком свалился в канаву. Те же сильные руки подняли с земли Павла и поставили на ноги...». Герой понимал, что такой поступок петлюровцы ему не простят. Ведь он освободил красного подпольщика, преступника. А мог Корчагин по другому поступить? Нет. Так как Жухрай был близкий ему человек, и поступить по другому он не мог. Сам погибай, а товарища выручай.
Всегда почитай родителей. Когда Павла Корчагина выгнали из школы, мама пристроила его в буфет при железнодорожной станции. И парень не подводил на новой работе:«Так началась его трудовая жизнь. Никогда Павка не старался так, как в свой первый рабочий день. Понял он: тут – не дома, где можно мать не послушать. Косоглазый ясно сказал, что если не послушаешь – в морду. Разлетались искры из толстопузых четырехведерных самоваров, когда Павка раздувал их, натянув снятый сапог на трубу. Хватаясь за ведра с помоями, летел к сливной яме, подкладывал под куб с водой дрова, сушил на кипящих самоварах мокрые полотенца, делая все, что ему говорили. Поздно вечером уставший Павка отправился вниз, на кухню. Пожилая судомойка Анисья, посмотрев на дверь, скрывшую Павку, сказала: – Ишь мальчонка-то какой-то ненормальный, мотается как сумасшедший. Не с добра, видно, послали работать-то. – Да, парень справный, – сказала Фрося, – такого подгонять не надо...».
Если же наступили трудные времена, то нельзя отсиживаться дома. Нужно выходить на бой с врагом, кем бы он ни был: « – Послушай, батька, когда вы при немцах бастовали и на паровозе часового убили, ты о семье думал? Думал. А всё-таки пошёл, потому что тебя твоя совесть рабочая заставила. А я тоже о семье думал. Понимаю я, что если отступим, то вас за меня преследовать будут. Да зато, если мы победим, то наш верх будет. А дома я сидеть не могу. Ты, батька, сам это хорошо понимаешь. Зачем же бузу заваривать? Я за хорошее дело взялся, ты меня поддержать должен, помочь, а ты скандалишь. Давай, батька, помиримся, тогда и мама перестанет на меня кричать. – Он смотрел на отца своими чистыми голубыми глазами, ласково улыбаясь, уверенный в своей правоте...» – говорит Сергей Брузжак, друг Павла Корчагина, отцу. Парень выбрал для себя путь бить петлюровцев и спасать свою родную страну. Людей, которые смогли отвоевать свободу. Ведь невозможно отсиживаться, когда горит война за правое дело. Равнодушие губит людей, так как они сдаются и боятся за свою шкуру. Нужно действовать, бороться. Именно про это думал Сергей Брузжак, когда встал на сторону красных и вступил в комсомол.
Но и Павел Корчагин дает пример читателю. Он и многие неравнодушные люди строили железную дорогу, по которой будут доставлять с лесопилки дрова для города. Ведь без обогрева замёрзнут насмерть горожане:
«Нетронутым остался лишь бетонный пол в четырех просторных комнатах. На него к ночи ложилось четыреста человек в одежде, промокшей до последней нитки и облепленной грязью. Люди выжимали у дверей одежду, из нее текли грязные ручьи...Люди старались согреть друг друга. Одежда парилась, но не просыхала. А сквозь мешки на оконных рамах сочилась на пол вода. Дождь сыпал густой дробью по остаткам железа на крыше, а в щелястую дверь дул ветер.

Утром пили чай в ветхом бараке, где была кухня, и уходили к насыпи. В обед ели убийственную в своем однообразии постную чечевицу, полтора фунта черного, как антрацит, хлеба. Это было все, что мог дать город ...Строительный отряд с озлобленным упорством переносил лишения...»
Автор: RED LEATHERMAN | Old-school художник
Конечно этот роман и о честной, истинной любви. «Я не требую от тебя сегодня ответа, Тая. Ты обо всем крепко подумай. Тебе непонятно, как это без разных там ухаживаний говорят такие вещи. Все эти антимонии никому не нужны, я тебе даю руку, девочка, вот она. Если ты на этот раз поверишь, то не обманешься. У меня есть много того, что нужно тебе, и наоборот. Я уже решил: союз наш заключается до тех пор, пока ты не вырастешь в настоящего, нашего человека, а я это сделаю, иначе грош мне цена в большой базарный день. До тех пор мы союза рвать не должны. А вырастешь — свободна от всяких обязательств. Кто знает, может так статься, что я физически стану совсем развалиной, и ты помни, что и в этом случае не свяжу твоей жизни. Помолчав несколько секунд, он продолжал тепло, ласково:— Сейчас же я предлагаю тебе дружбу и любовь. Он не выпускал ее пальцев из своей руки и был так спокоен, словно она уже ответила ему согласием.— А ты меня не оставишь? — Слова, Тая, не доказательство. Тебе остается одно: поверить, что такие, как я, не предают своих друзей… только бы они не предали меня, – горько закончил он...».


Островский в своём романе «Как закалялась сталь» передал эпоху 20-х годов. Когда рождалась новая страна – СССР, люди боролись за нее, автор показал жизнь с ее счастьем, страданиями и борьбой. Вечна эта книга? Да.
Автор: RED LEATHERMAN | Old-school художник
«Как закалялась сталь» – это творение человека, которое вечно. Если бы Островский родился в нашу эпоху, то роман стал бы бестселлером. Ведь классика поэтому и вечна, что ее можно переложить на любую последующую эпоху. Можно поменять, как в театре, декорации, но суть останется такой же. Николаю Островскому это удалось. Прочитав книгу, можно увидеть, что все написанное в ней повторяется. У читающего появляются пути решения вечных проблем: как защитить товарища от врага, встать на борьбу со злом в тяжелое время, любить честно, без оглядки. Этому учит роман «Как закалялась сталь». И главное, как любить жизнь и созидать мир. Именно про это пишет Островский: «Корчагина на коляске вывезли первый раз на большой балкон госпиталя. Каким глазом он смотрел в сад, с какой жадностью дышал свежим воздухом! В его окутанной марлей голове открыт лишь один глаз. Этот глаз, блестящий, подвижной, смотрел на мир, как будто первый раз его видел...».
Корчагин, как и Островский, любит жизнь, и это одно из самых главных качеств, которые должны перенимать следующие поколения. Любить жизнь и созидать жизнь. И главное, без чего невозможно это делать, идти упорно вперед. Как в строчках Льва Толстого: «Чтоб жить, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться. А спокойствие — душевная трусость…».