Алёна Постовалова
Встряска «востоком»:
эксперимент по внедрению в восточные танцы
Что будет, если много лет ходить только в кроссовках, вдруг и однажды надеть туфли? Представили?.. Те же ощущения, когда меняешь стиль хореографии.
У меня есть опыт в классической, я очень много времени уделила современной хореографии, последние годы изучала pole dance или, по-другому, танец на пилоне. Моими «туфлями» стал восточный танец. Конечно, я понимала, что это другой стиль, и будет непросто. Но всё же я не ожидала, что «туфли» окажутся «ходулями».
День первый
Еду на тренировку воодушевлённая. Новый стиль, новый тренер. Это как начать учить очередной иностранный язык или приступить к чтению новой книги. А что я знаю о восточных танцах? На ум приходят красочные костюмы из лёгкой полупрозрачной ткани и пояс для танца живота. Тот, что украшен декоративными монетами, звенящими при движениях бёдрами. Ничего дополнительно читать в интернете не стала, хочу начать знакомство сразу в зале.
Maria Al-Nasser во время проведения индивидуальной тренировки
Тренера, Марию, мне посоветовала одогруппница. ВКонтакте её можно найти под ником Maria Al-Nasser. Это сценический псевдоним, вторая его часть состоит из настоящей арабской фамилии. Мария совершенствует мастерство под руководством двух наставников: Моны Эль Фарид и египтянина Мохаммеда Зазы.

Открытием для меня стало, что Мария начинала когда-то по видеоурокам, да ещё и после классов классической хореографии.

Заниматься я буду индивидуально. Это значит, что всё внимание тренера будет направлено на меня, и я смогу разобраться в каждой детали.
Думаю, что завтра у меня будут болеть руки. Я видела, что танцовщицы этого направления на протяжении всей постановки не опускают их вниз, то есть держат в сторону или над головой. Возможно, о себе напомнят и мышцы пресса: их заставят поработать волны животом. В любом случае, я готова работать.
Итак, я в зале. С первых секунд занятия звучат восточные мотивы. Мы начинаем движения головой. Это не наклоны или повороты, скорее перемещение подбородка относительно неподвижной шеи. Потом грудная клетка и бёдра. Главное – все части тела должны приходить в движение независимо друг от друга.

На этапе разминки пришло осознание, насколько кардинально для меня сменился стиль. А где плие (приседания), выпады, вращение стоп, прыжки и махи ногами, которые называются батманом? Нет и предварительной растяжки, прогибов в спине. В связи с этим, в голове вопрос: «а что мы делать-то будем?» Ответ долго себя ждать не заставил. После разминки приступаем к отработке отдельных движений. Мария говорит, что потом соберём всё в связки.
Есть то, что у меня получается неплохо: например, волны. Тут мне сама механика понятна, остаётся запомнить стилевые нюансы, и дело в шляпе. Руки тоже себя чувствуют хорошо, нет каких-то чётких рамок, они свободные и лёгкие. Положение пальцев схоже с классическим танцем.
Но есть и движения, где прошлый танцевальный опыт сильно мешает. Тут я имею в виду вращения. Нужно придать форс с помощью скрутки рук, плеч и грудной клетки. В целом, как и всегда. А что потом? Вращение на всей стопе! А как это? Лично у меня пятка автоматически поднимается и вращает тело на носке.
В этой части важно понимание, какую часть восточного танца мы изучаем.
В целом, есть две большие группы: классический танец и фольклорный. Мы сегодня остановимся на первой группе – именно с ней мы сталкиваемся на конкурсах и мероприятиях.

Внутри классического восточного танца, который среди знающих звучит коротко «восток», есть два направления. Первое – европейское, то есть восточный танец в европейском стиле. Второе – это modern Egyptian style, современная египетская техника. И в первом случае мне можно было бы вращаться на полупальцах. Но сама Мария представитель второго направления, так что и я учу пятки оставаться на полу. Это чисто арабская техника. То есть, изначально, когда появился восточный танец, его танцевали именно так.
В итоге, вращение на всей стопе, потому что мы учим современную египетскую технику. И вот что странно: я совершенно не могу держать точку. Это хореографы дают с самого раннего детства, движение уже доведено до автоматизма. Я фиксирую взгляд прямо перед собой, затем начинаю поворот. Когда пол оборота совершено, неподвижная голова будет повёрнута в сторону, и дальше удерживать её положение физически невозможно. Тогда я резко поворачиваю голову на другую сторону, а взглядом ловлю ту самую точку. Получается, сначала голова отстаёт от тела, а потом догоняет его. И вот незадача, сегодня я просто не могу скоординировать голову и ноги!
Сначала я решила, что в восточном танце это и не нужно. Но потом уточнила, всё-таки восток подчиняется базовым законам сцены.
А вот ещё пример, когда совершенно всё равно, танцевал ты до этого или нет. Тряска. Как раз то, что мы знаем из восточных танцев лучше всего. И то, из-за чего декоративные монетки на поясе начинают прыгать, переливаться и звенеть.

Само действие происходит стоя. Колени по очереди сначала слегка расслабляются, а потом втягиваются. И всё это в очень быстром темпе. Нужно при этом отключить бёдра, они не работают.
Тряска в исполнении Maria Al-Nasser и ученицы Алёны Постоваловой
Но моё тело просто не способно сейчас расслабиться. Всё максимально напряжено. Как можно напрягать ноги и при этом расслаблять бёдра? Мы повторяем движение несколько раз. Затем садимся на пол и делаем то же самое, чтобы понять технику, потом встаём и снова пробуем. Мария говорит: «Когда танцовщица делает тряску, это значит, что она отдыхает». Ну и отдых у них! А можно просто постоять и пошевелить руками?

Надо признаться, что я всё время была очень скована в движениях, ни тело, ни мозг не расслабились. Но через 50 минут случилось чудо – я начала наслаждаться! Музыкой, новой связкой, огромным количеством новой информации. Можно считать, что я вспомнила, почему я вообще танцую. Но лишь за 10 минут до конца тренировки.
День второй
Проснулась с болезненными ощущениями в икрах и бёдрах. Как оказалось, после классики руки привыкли держать позицию, не опускаясь. А вот столько разных движений бёдрами не были мне знакомы.

Сегодня мы начинаем экскурс в восточный танец… с импровизации. Ну то есть, танцуй, что хочешь, но в правильном стиле. Интересная практика, потому что я сразу включилась в работу и повеселилась. Получилась смесь всех известных мне стилей под восточные мотивы. Потом мы повторили вчерашнюю связку.
Я выяснила, что мне нравится двигать бёдрами. Даже как-то идёт моей фигуре. Да и вообще, у меня же восточная внешность! Надо было давно попробовать.
Сегодня мы учимся ещё уделять внимание рукам. Оказывается, они – главный инструмент для рассказа истории зрителям. Всё показываем жестами: любовь, грусть. Эмоции могут быть разными, это зависит от направления. Но мы пока не акцентируем. Я выбрала улыбаться.
Maria Al-Nasser:
«Интересный момент: 90 % песен о любви с трагичной историей. Обычно, когда танцовщица танцует, многие задают вопрос: «а почему она танцует с весёлым лицом?» Мне открыла этот секрет Мона: потому что не нужно переживать о несчастной любви. Вот полный зал мужчин, и надо показать, что они все хотят быть со мной. А я ещё повыбираю, с кем хочу быть. Поэтому, если русская девушка может показать, как она страдает, то арабка никогда так не станцует».
Maria Al-Nasser:
«Интересный момент: 90 % песен о любви с трагичной историей. Обычно, когда танцовщица танцует, многие задают вопрос: «а почему она танцует с весёлым лицом?» Мне открыла этот секрет Мона: потому что не нужно переживать о несчастной любви. Вот полный зал мужчин, и надо показать, что они все хотят быть со мной. А я ещё повыбираю, с кем хочу быть. Поэтому, если русская девушка может показать, как она страдает, то арабка никогда так не станцует».
Мария даёт очень много теории. Я с трудом вообще ориентируюсь в её словах, движения пока отличаю по виду, а не названию. Одно понятно: это не танец живота. И я даже рада. Ведь оказалось, что танец живота – это узкое направление. А их более 50!

Мы учим разные шаги. Ох! Они все включают в себя резкие и быстрые бёдра, которые сегодня у меня плохо функционируют. Вообще, ноги забиваются, приходится между повторами их массажировать руками или просто трясти. Кстати, о тряске. Кажется, сегодня я стала лучше справляться. Но лучше пока не присматриваться.

А вот трюков и шпагатов, оказывается, в восточном танце почти нет. А я ждала их с самого начала! Прогиб – это вообще не про спину. Нужно ногу выставить вперёд и отклонить корпус. В итоге получится прямая линия от носочка до макушки, немного в диагональ. В общем, если видим на сцене экстрим, то это, как говорит Мария, «шоу» восточного танца.
Сейчас
Мы будем продолжать занятия онлайн. Мой наставник (думаю, могу так называть) теперь рассказывает разные тонкости. Например, не все направления могут подойти мне по духу, характеру движений. Мне можно самой придумать историю, выбрать сказку, найти песню. Но для меня это всё ещё сложно. А Мария предлагает ставить настоящую постановку, для сцены и конкурсов. Я пока плохо представляю себя в этой роли. Но когда вся эта история появляется на белом листе, у меня бегут мурашки. Поэтому, кто знает, может, когда-нибудь увидите меня на сцене в расшитом стразами топе и длинной струящейся юбке.