артём кузнецов
«Ни дня без артишока!»
Как «овощ любви» покорил планету
Этот материал мы решили отнести в рубрику "БеZOOMие".
Самый вкусный, эстетичный, необычный и эротичный. Речь о фаворите многих гурманов – овоще-цветке артишоке.
Вначале было слово. И слово это было «артишок». Оно заимствовано через посредство английского artichoke из итальянского articicco, carciofo, которое происходит от арабского al-khurshūf (الخرشوف).

Что же такое артишок? Это крупное пищевое и лекарственное растение семейства астровых, овощ в виде нераскрытого цветка, внешне похожий на чертополох. Известно более 140 видов. Из них пищевую ценность представляют около 40. Артишок растёт в Центральной и Южной Европе, Северной Африке, Южной Америке и Калифорнии.

Испанские поселенцы завезли артишок в Калифорнию около 1600 года. В Россию артишоки привёз царь Пётр I. Говорят, он даже отказывался садиться обедать без артишока. По его приказу артишоки выращивались в Летнем саду Санкт-Петербурга. В конце XIX–начале XX века артишок культивировался почти во всех дворянских огородах в средних и северных губерниях Российской империи, в том числе под Петербургом и Москвой.

Сегодня артишок в качестве пищевого и лекарственного растения распространился по всему миру, но большинство артишоков выращивается в самых любвеобильных странах: Франции, Испании и Италии.

Блюда из артишока в качестве деликатеса подают в самых именитых ресторанах. Впрочем, артишок – одно из самых противоречивых растений: в Австралии и Южной Америке оно считается злостным сорняком.
Синтез мужского и женского
Артишок культивируют около пяти тысяч лет. Впервые его начали активно использовать в пищу в Древнем Египте. Там же он служил подношением богам.

Первое научное описание артишока принадлежит ученику Аристотеля – греческому философу и натуралисту Теофрасту (371–287 до н. э.). Давайте посмотрим, как появление артишока объясняется в мифологии. Начнем с красивого греческого мифа в духе метаморфоз, описанных Овидием. В античности было более 200 мифов, связанных с превращениями, многие из них были посвящены превращению человека в цветок или дерево. Вспомним Кипариса, Гиацинта, Нарцисса, Дафну.

Согласно эгейской легенде и поэту Квинту Горацию Флакку, первым артишоком стала молодая красавица по имени Цинара (это второе название артишока, от греческого Cynara scolymus, что означает собачьи зубы: плоды и листья имеют острую форму, схожую с клыками собаки). Однажды Зевс гостил у своего брата Посейдона и увидел Цинару, гуляющую по острову. Зевс долго наблюдал за ней с моря. Цинара заметила его. Зевс соблазнил ее, как и сотни других смертных женщин до этого. Он был настолько покорен красотой девушки, что предложил ей стать богиней и жить рядом с ним на Олимпе. Цинара не смогла отказать громовержцу, и всякий раз, когда Геры не было рядом, Зевс спешил на свидания с Цинарой. Но вскоре молодая новоиспеченная богиня затосковала по матери и дому и в тайне от Зевса навестила родных в мире смертных. Когда Цинара вернулась, Зевс разгневался на нее и наказал за обман. Он толкнул ее на землю, Цинара упала и превратилась в растение, которое люди зовут сегодня артишоком.

Миф объясняет красоту и соблазнительность артишока, раскрывает его женственный лик. Неслучайно плод артишока сравнивают с многослойными губами (помните Маяковского: «чтобы были одни сплошные губы!»?). Они закрывают нежную сердцевину, защищенную шелковистой кожицей.
Мужская, маскулинная грань артишока показана в мифе североамериканских индейцев о Вакджункаге – трюкаче, плуте и хитреце, которого прозвали Трикстером. У него был настолько огромный детородный орган, что он укладывал его кольцами в короб, который таскал на спине. Однажды он проснулся от того, что его эрегированный пенис поднял одеяло высоко в воздух. В другой раз он увидел на противоположном берегу озера купающихся девушек, послал свой пенис к дочери вождя и стал насиловать ее. Даже силачи не могли вытащить разбушевавшийся фаллос, но нашлась мудрая старуха, которая стала колоть его шилом. Только тогда герой забрал свой пенис и рассмеялся.

В третий раз герой послал пенис в погоню за насмешником бурундуком, чтобы наказать и уничтожить его. Герой засунул пенис в дыру, где спрятавшийся бурундук вероломно обгрыз его. В итоге гигантский исполинский орган уменьшился до нормального человеческого размера. Обглоданные куски пениса попали в озеро и превратились в полезные для людей съедобные растения: артишок, картофель, турнепс, фасоль (вообще удивляться не стоит: во многих мифах из фаллоса трикстера появляются плоды, ягоды, а в некоторых случаях даже анаконды и угри). Вот так Вакджункага проявил свои трикстерские (трюкаческие) гиперсексуальные качества и свои качества культурного героя, создающего блага для людей. А сам артишок, пожалуй, впервые в мифах проявил свою фаллическую мужскую природу.
Овощ любви и богачей
В античности артишок завоевал себе славу «пищи богачей», как его называл писатель-эрудит Плиний Старший. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Ни дня без артишока!», ставшая своеобразным девизом жизни многих знатных римлян. Артишок помогал бороться со многими болезнями римских нуворишей, которые не знали меры в употреблении пищи и имели проблемы с желудком, кишечником и печенью. Чтобы наслаждаться пикантным вкусом изысканного овоща круглый год, римская знать делала заготовки с артишоками.

Но еще больше артишок прославился как афродизиак. Ему даже приписывали волшебное свойство – способствовать рождению мальчика. Пифагор говорил, что колючее растение «возбуждает непреодолимую любовь к противоположному полу». Греческая поэтесса Сафо нередко баловалась артишоками.
В пору, когда артишоки цветут…
Козы бывают жирнее всего, а вино всего лучше,
Жены всего похотливей, всего слабосильней мужчины:
Сириус сушит колени и головы им беспощадно,
Зноем тела опаляя.

Гесиод, Труды и дни (кон. VIII - нач. VII вв. до н. э.)
В 1576 году врач Бартоломео Больдо в «Книге природы» напомнил европейцам: «Достоинство артишока заключается в провоцировании Венеры как у мужчин, так и у женщин, делая женщин более желанными и помогая мужчинам». И тут все кинулись выращивать артишоки, почти позабытые со времен падения Римской империи!

Артишок даже был какое-то время запрещен во Франции. Его нельзя было есть фрейлинам при королевском дворе, так как он «разогревает гениталии». Тем не менее королева Франции Мария Медичи любила артишоки за их способность разжигать страсть, а Катерина Медичи, которая вышла замуж в 14 лет, говорила: «Той девице, что поела артишоков, мы хотим указать дверь на улицу. Сегодня девицы стали более продвинутыми, чем пажи при дворе». Сама же она обожала французские артишоки. Да и вся Франция со временем влюбилась в этот цветок-овощ. Неслучайно французская народная песня гласит: «Артишоки, артишоки И миндаль, И миндаль. Не растут на ёлке, не растут на ёлке. Очень жаль! Очень жаль!»
Синтез поэтичности и прозаичности
В литературе отношение к артишоку всегда было неоднозначным. Через любовь или нелюбовь к артишоку часто высмеивались сильные мира сего.

Еще Франсуа Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533–1564) писал про произведение с очень выразительным и говорящим названием: «О вкушении козлятины с артишоками в папские месяцы вопреки запрещению церкви», сочинение Пасквина, мраморного доктора».

«Хорош также соус с кашкою. А морковь, или репа, или артишоки никогда не будут хорошо…», написал Николай Гоголь в «Записках сумасшедшего» (1834). В другом своем произведении «Рим» (1842) Гоголь упоминает артишок как любимый предмет разговора учителя, гувернёра, строгого классика и почитателя Данте в одном лице.

Жорж Занд в «Консуэло» (1843) подчеркивала королевскую стать артишоков: «Молодые артишоки, словно крошечные головки в коронах, толпились вокруг своего главы, августейшего стебля-родоначальника».
Артишоки, вот харч благословенный,
В обед и не обед для всех бесценный,
Артишоки и вкусны, и сытны, и сладки,
Поганства в них нет, и лишь гадки
Те люди, которые мнят,
Что артишоки гадки, и их не едят!

Николай Некрасов, «Артишоки, вот харч благословенный...» (пародия), 1844
Иван Тургенев в «Племяннице» (1851) тоже включает артишок в сниженный контекст: «...отчего он непременно должен быть неловок, неуклюж, некрасив и молчалив, отчего волосы торчат на его голове кверху в виде листьев артишока?».

Михаил Салтыков-Щедрин в «Нашей общественной жизни» (1864) делает артишок символом европейской богатой жизни, критикуя дворян за чревоугодие, копирование иностранных порядков, падкость на внешнее и прочие гадости: «Всё-то ему ново, всего-то он боится, потому что из всех форм европейской жизни он всецело воспринял только одну – искусство, не обдирая рта, есть артишоки и глотать устрицы, не проглатывая в то же время раковин... Я вижу даже, что он совсем не так ест артишоки, как их есть следует».

Ганс Христиан Андерсен в сказке «Садовник и господа» (1872) смеется над нравами придворных господ. Садовник принес в комнату прекрасный голубой цветок артишока, который те приняли за редкий тропический цветок, а когда узнали, что это «простой цветок из огорода», изгнали его как недостойное барских господ отродье. Узнав об этом, принцесса сказала, что «это и грешно, и несправедливо!»: «Он только открыл нам глаза на прелестный цветок, которого мы прежде не замечали, указал красоту там, где нам и в голову не приходило искать её! Я велю придворному садовнику ежедневно, пока артишоки будут в цвету, приносить мне в комнату по такому цветку!». После такого садовники признали, что эти цветы и красивы, и «в высшей степени оригинальны».
Александр Амфитеатров в «Морской сказке» (1899) описал бесподобный вкус артишоков: «...я артишоков хочу! — Артишоков?! — Да, диких артишоков, которые Целия доставала в прошлом месяце… Они были так вкусны! Я готова съесть их целую дюжину».

Лидия Чарская в «Моем принце» (1915) описывает жуткую реакцию на приготовленные артишоки: «Боб долго смотрел на них с таким видом, точно перед ним лежало морское чудище, и вдруг решительно заявил, к всеобщему ужасу, что он подобного «фрукта» не решится отведать никогда в жизни». Ему вторит герой «Жизни Клима Самгина» (Часть вторая) (1928) Максима Горького: «Артишоки, декаденты и устрицы – не по вкусу мне». Здесь артишок снова становится приметой богатой светской жизни.

В иронических контекстах артишок упоминается в «Весёлом вечере» (1900-е) Аркадия Аверченко («Кушайте, Екатерина Степановна, артишоки»), в «Человеке из ресторана» (1911) Ивана Шмелева («А сам недавно за артишоки бранился. ― Я, ― говорит, ― думал, что мясо на французский манер, а ты мне какую-то репу рогатую подаёшь! Вона!»), а еще в «Девятом термидора» (1921) Марка Алданова: «Он всех нас собирается съесть, как артишок: лепесток за лепестком. Пожалуй, и подавится».

Александр Грин в «Штурмане Четырёх ветров» (1909) напомнил о способе чистки артишоков (кулинары очень быстро срезают основную часть плода, оставляя сердцевину): «Попробуйте-ка прогуляться где-нибудь в Вальпарайзо без хорошего револьвера – вас разденут, как артишок».

Анна де Ноай в «Новом уповании» (1916) обратила внимание на цвет артишока: «медно-рыжая зелень артишоков, как бы вырезанная из бронзы» (перевод М. Цветаевой). Кстати, плоды артишока могут иметь разные оттенки: от белых до сине-голубых и пурпурно-фиолетовых.

Упоминания артишоков также встречаются в произведениях Жюля Верна, Гончарова, Мережковского, Северянина и других авторов.
Самый живописный и стильный
Артишок вдохновляет не только литераторов, но и художников, а также современных дизайнеров.

Гениальный, но вспыльчивый Караваджо устроил дебош из-за артишоков. Вот показания писаря Пьетро Антонио де Мадии из Пьяченцы 25 февраля 1604 года: "Я обедал в трактире Мавра; в другой части комнаты сидел Микеланджело Караваджо, живописец, и я слышал, как он спросил, в каком масле были сварены артишоки, принесенные на одном блюде – в растительном или в сливочном, – слуга ответил: не знаю, взял один артишок и понюхал. Микеланджело это не понравилось, он вскочил разгневанный и закричал: «Ты думаешь, проклятый рогоносец, что подаешь какому-то бездельнику». И, схватив блюдо с артишоками, бросил его ему в лицо. Того же, что Микеланджело схватился за шпагу, я не видел…"

Редкий натюрморт позднего Ренессанса и раннего барокко обходился без артишока. Так, экстравагантный Джузеппе Арчимбольдо (1527– 1593), придворный художник при императорах Габсбургской династии, сделал артишоки частью своих уникальных портретных натюрмортов. Изображаемые им фигуры людей состоят из овощей, цветов и ягод. Любопытно, что на одной из картин артишок торчит из груди человека, как бы из сердца. Позже Пабло Неруда напишет: «...как и у всех людей, сердце поэта напоминает «бесконечный артишок».
С XVI по XXI века известные мастера десятки и сотни раз изображали артишок. Приведем лишь несколько примеров.

Нидерландская художница XVII века Клара Петерс изобразила артишок в разрезе.
Лампа Artichoke датской марки Louis Poulsen
В середине XX века датский дизайнер Пол Хеннингсен разработал, а Луи Пульсен выпустил шедевр промышленного дизайна – лампу Artichoke. Лампа стала бестселлером и едва ли не самым часто подделываемым предметом дизайна.
Артишок в массовой культуре
В 1949 году на ежегодном конкурсе в калифорнийском городе Кастровилл Мэрилин Монро завоевала титул «Королева артишоков».

В Италии традиционно отмечают День артишока. Самые помпезные фестивали в честь этого дня проходят в городках Ладисполи и Сецце. В Палермо существует ежегодный фестиваль, посвященный артишоку, с конкурсами, танцами, выступлениями и дегустацией разнообразных блюд из артишоков.

Похожий фестиваль есть и в итальянском городе Черда. Артишок считается символом города. Там даже есть памятник артишоку – девятиметровый гигант из пенорезины, полистирола и проволоки.

Фонтаны с названием «Артишок» есть в Мадриде и Неаполе.
Современный итальянский фотограф, иллюстратор и ретушер Фулвио Бонавиа создал книгу с иллюстрациями модной одежды из еды. На одном из фото – стильная шапка из лепестков артишока.

Отдельный трактат можно посвятить лекарственным свойствам артишока, отдельную книгу – рецептам блюд из артишоков. Кулинары ценят этот овощ за изысканный вкус и универсальность: его можно варить, тушить, жарить, фаршировать, мариновать, можно настаивать на нем алкогольный напиток и делать из него мороженое.

А испанские ученые вообще предлагают использовать это растение в качестве источника электроэнергии. Для этого планируется построить специальные электростанции, которые смогут перерабатывать около 100 тысяч тонн артишока за год, что позволит обеспечить 60 тысяч испанцев электроэнергией.
ART!ШОК
Сегодня артишоком называют всё, что хоть немного связано с творчеством: театры, наборы для рисования, фото- и дизайнерские студии, а еще магазины и кафе. И всё же я рискнул взять это название для нашей музыкальной группы ART!ШОК. Точнее оно меня само нашло. В 10 классе у меня был творческий псевдоним Арти: сокращение от моего имени и производное от английского arty, что можно перевести как артистичный или эстетствующий. Мой редактор увидел, что моя флешка со статьей названа Арти, посмеялся и добавил к названию слово Шок. С тех пор я стал АртиШоком.
И всё же для нас это не случайно выхваченное откуда-то красивое слово. Название многозначно. Прежде всего, оно означает «шоковое искусство», то есть глубокое содержание, облаченное в провокативную форму. Во-вторых, это соединение «мягких» и «жестких» эстетических ценностей, по М. Уоллису, то есть синтез прекрасного и изящного с мрачным и агрессивным, сентиментализма и романтизма с натурализмом и постмодернизмом. А это уже метамодернизм, развивающийся по принципу маятника (помните Бродского: «Советую вам маятником стать»?). Это не прыжок из крайности в крайность. Это переход из одной реальности в другую, переключение с одной точки зрения на другую, постоянная смена оптики. Поэтому, кстати, в нашем творчестве есть место и зарубежному (ART), и отечественному (ШОК), есть устремление и к космополитизму, каким его понимал Диоген, и к метафизическому патриотизму, каким его понимал И. Бродский.

В-третьих, арт (искусство) – это жизнь (= космос = любовь), а шок – это смерть (= хаос). Это базовая оппозиция культуры и главная тема всех наших песен. А между космосом и хаосом – знак восклицания: как мост. Каждый в жизни рано или поздно сталкивается со своей смертностью, конечностью, и сначала это переживается как шок. Именно искусство, как считал Андрей Тарковский, призвано подготовить человека к смерти. А еще, по Набокову, «искусство должно шокировать». Искусство всегда спаяно с шоком. Этот сплав мы называем артишоком.

Символ артишока вобрал в себя всё, что нам близко: от смехового начала до эротизма.
Артишок – это и вкусный овощ, и пробуждающий чувственность афродизиак, и привлекательный предмет декора, и многогранный философский концепт. Это медиатор между деликатесом и сорняком, между массовым и элитарным, между изысканностью и грубостью, между женственностью и маскулинностью, между серьезностью и иронией.
Это также посредник между сладостью (самые сладкие – зимние) и горечью (Сонник 1829 года: «артишоки значат тайную горесть; их есть предвещает с кем-либо ссору»). А еще артишок связан с трикстерством, трюкачеством и шутовством. Как в мифах, рассказанных выше, так и в языке (Словарь жаргона 1992 года дает под словом «артишок» значение «добровольный шут среди заключенных»). Всё это есть в нашем творчестве.

У Оскара Мацерата был барабан, у Аполлона – кифара, у нас есть артишок. Современный Орфей играет на лире без струн – на артишоке.

Артишок как Супер-Эго. Артишок как альтер-эго. Артишок как анти-эго.

Советую вам артишоком стать.