В "Горе от ума" Чацкий, уезжая, обличает фамусовское общество и бросает в конце надменное "карету мне, карету". "Сюда я больше не ездок", – клянется страдающий герой. Этот выбор – о невозможности ехать по определенной дороге. Смена пути никогда не дается легко, особенно если у нас вдруг возникает краткая надежда, что мы не будем в своих исканиях одиноки. Чацкий выбирает дорогу себе под стать, и всё, что нам известно к финалу, что этот путь ведет его перпендикулярно обществу Москвы. Он бежит, униженный и оскорбленный обманом, в какой-то новый мир, но на эту новую дорогу Грибоедов читателя уже не зовет, так что в конце комедии всегда возникает ощущение, словно читатель тоже остался у Фамусова дома, словно мы должны бы прыгнуть вслед за Чацким в его экипаж, но покорно остаемся дослушивать чужие реплики.
Судьба Печорина, центрального персонажа "Героя нашего времени", тоже связана с дорогой. Он ездит на службу, не находит нигде дома и умирает, что символично, в пути, так и не достигнув своей цели, потому что в его жизни цели нет. Он прыгает с отрезка на отрезок, не зная, чего хочет от себя и мира, и эта бессмысленность в конце концов его и убивает: русская литература редко бывает снисходительна к "лишним людям". Дорога у Лермонтова символизирует, кроме самой жизни, отсутствие привязанностей у главного героя. Дом – это всегда конкретное место, вещи и люди. Печорин лишен этого в постоянных разъездах. Он и про дружбу говорит, как про рабство. Его путь – путь одиночки. Даже рассказчик, решивший обнажить перед миром тайны его души, не был Печорину другом, да и видел его один раз – "на большой дороге". Максим Максимыч, описывая Печорина, делает акцент на крепком телосложении, способном переносить тяготы "кочевой жизни". Евгений Онегин, идеологический предшественник Печорина, в деревню тоже приезжает, но этот приезд подчеркивает его отличие от остальной публики, обособленность от мира. Онегин тоже пускается в путь, фактически – сбегает, но он умеет возвращаться, и, несмотря на сомнительность его дружбы с Ленским, она всё же частично определяет Евгения: некоторый отрезок пути они проходят вместе – к дому Лариных, например. Печорин на своей дороге абсолютно одинок.
"Война и мир" – про постоянное движение, про пересечение множества дорог, из которых складывается потом магистральная трасса – путь самой России. Два автобана – "мысль народная" и "мысль семейная" образуют, как два архетипических образа войны и мира, этот роман. Наполеон идет на Россию, Кутузов уходит из Москвы. В финале Толстой пишет: "таинственные силы, двигающие человечество, продолжали свое действие". Жизнь идет.
Родион Раскольников считает шаги до дома старушки-процентщицы, каждый сантиметр пути важен. Анна Каренина бросается под поезд, на железнодорожные рельсы. Она пересекает путь, противится ему, не желает с ним мириться.
"Путешествие из Петербурга в Москву" и по формату, и по содержанию – "дорожное" произведение. Из той же категории и Ерофеев с его "Москва - Петушки". Герои этих книг проходят вполне формальный путь, в данном случае – железнодорожный. Метафора здесь вполне очевидна. Вместе с их перемещением в пространстве меняется и их восприятие мира. Путь духовный равен пути физическому. Недаром "путь паломника" – это просто конкретная дорога, а отшельничество часто связано с тем, что человек уходит в путешествие, которое должно послужить катализатором изменений в нем.
В культовом американском романе Керуака "На дороге", у которого мы любезно заимствовали название, герои бесконечно едут – в поисках Бога, любви, дружбы и себя. В другом американском романе, написанном Кормаком, но называющемся тоже "Дорога", главные герои идут вдоль дорог в мире постапокалипсиса, надеясь, что в конце их ждет новый мир, но проблема путей всегда в том, что мы редко можем предугадать, куда они ведут, если только на указателях не написано "Рим" или "Москва". Особенно это касается дорог смыслообразующих. Во французском романе Уэльбека "Возможность острова" главный герой идет к морю, достигает своей цели, переделывает себя всего, но в конечном итоге это _ничего_ ему не дает, и это страшно. Даже в детском "Волшебнике Изумрудного города", где герои идут по дороге из желтого кирпича, в конце своего пути они встречают совсем не то, чего ждали.